Часто обычные люди, да и порой сами журналисты, все журналистские тексты называют статьями. На самом деле, статья — это один из жанров, а есть другие — новостная заметка, интервью, репортаж и т.д.
Статья относится к аналитическому жанру. Говоря сложным языком, это публикация в СМИ, в которой представлена совокупность фактов и причинно-следственных связей, отражающих значимые для общества вопросы и явления, а также содержащая выводы автора.
Как говорится, почувствуйте разницу. Например, новостная заметка — это просто сообщение о событии, в которой даются ответы на простые вопросы — что произошло, где, когда, кто участвовал и т.д. А в статье приходится «копать» глубже, анализировать, делать выводы, просматривать причинно-следственные связи.
Практическое задание
Поупражняйтесь, напишите статью, полноценный журналистский материал. Сделайте это по следующему плану.
- Определитесь с темой статьи. Это может быть что угодно — обустройство города, развитие образования, российский кинематограф и так далее.
- Найдите информационный повод на эту тему. Что-то, что произошло недавно, об этом вы напишите в самом начале статьи.
- Используя разные источники информации (пресс-релизы, сообщения других СМИ, комментарии знакомых и т.д.) напишите текст.
- Постарайтесь в статье сделать свои выводы, обобщения.
Не гонитесь за большим объемом текста и не старайтесь сделать статью идеальной, ведь вы только учитесь.
Например, произошел резкий рост стоимости недвижимости. Тема волнует многих, ведь одни планировали покупать квартиру, другие продавать свой дом, а остальным просто интересно как меняется стоимость их жилья. Мы сообщаем о росте стоимости, не забыв указать источник этой информации. Затем берем комментарии специалистов менеджера агентства недвижимости, экономиста и т.д. Стараемся сделать материал глубоким, пытаемся понять причины произошедшего и сделать прогнозы на будущее.
Структура статьи
Рассмотрим структуру статьи. Если написать её сплошным текстом, то статья будет плохо восприниматься читателем и будет проигрывать в сравнении со структурированным материалом. В статье шаг за шагом должны следовать: заголовок, лид, введение, основная часть, выводы, заключение.
Определитесь с темой статьи. Что самое главное в материале? Это не должно быть «все, что я знаю на такую-то тему». Должна быть конкретика, например: «уровень преступности в городе снижается». Или «пенсии растут, но отстают от уровня инфляции». Или если мы в роли копирайтера пишем для тематического сайта, например, главной мыслью будет «детям полезно есть клубнику» или «после 40 лет необходимо проходить медицинское обследование каждый год».
Заголовок можно придумать как в начале написания материала, так и после его завершения. И в том и в другом случае есть свои минусы и плюсы. Если мы придумываем заголовок вначале, у нас есть возможность посмотреть на свою будущую статью как бы со стороны и ухватить её суть. Если же мы придумываем заголовок в самом конце, то с одной стороны мы уже точно знаем как и о чем написали, а с другой стороны на нас «давит» весь текст, много мелких подробностей и цитат. Во втором случае легко ошибиться и заголовок будет отражать какую-то незначительную деталь материала, а не его главную мысль.
Поэкспериментируйте и определитесь когда вам легче придумывать правильные, хорошие заголовки. Может быть, какая-то идея для краткого, броского заголовка придет вам в голову сразу, а может над этим придется потрудиться. Выпишите или мысленно выберете главные слова вашей статьи, например: овощи, теплица, кредит, фермер, огурцы. Исходя из этого, придумайте заголовок: «Агробизнес в кредит», «Тепличный рай для огурцов», «Огурцы от предприимчивого фермера» и т.д. Это примеры заголовков, которые подойдут для печатных изданий. На информационных сайтах заголовки будут иными: «Фермер из такой-то области выращивает гигантские огурцы», «Крестьянские хозяйства берут кредиты на строительство теплиц» и т.д.
Теперь поговорим о введении и основной части статьи. Здесь есть два подхода. Первый хронологический, второй логический (от общего к частному). С первым всё более или менее ясно: вы строите статью в хронологическом, временном порядке. Например, таким образом: в прошлом году был принят такой-то законопроект, это привело к таким-то результатам в начале этого года, такие-то политики сказали то-то и то-то, на данный момент ситуация складывается следующим образом.
В логическом структурировании статьи, как правило, во введении озвучивается главная мысль, а далее идет более детальное описание. Приведем пример. Заголовок «Ставка на индустриализацию». Подзаголовок или введение «Государство делает ставку на обрабатывающую промышленность, об этом заявил президент в ходе такого-то выступления». А далее подробненько описываем все известные нам детали. Далее следуют выводы. Довольно сложно здесь дать рекомендации. Вы должны сопоставить факты, цифры, исходные данные и сделать определенные выводы и прогнозы.
Теперь продумываем заключение. Оно позволит нам создать впечатление логически законченного материала, а не оборванного неожиданно. В случае с теплицами и фермером таким предложением может быть следующее: «Проблем у фермеров много и, тем не менее, они продолжают работать каждый день и надеются на субсидии государства». В случае с индустриализацией и промышленностью что-то вроде: «Отметим, что разговоры о переходе от добывающей к перерабатывающей промышленности идут уже не первый год. И только сейчас от слов перешли к делу, приняв соответствующую государственную программу».
Мы вновь хотим напомнить, что стать хорошим журналистом и писать качественные тексты можно только «набив руку» на практике. Поэтому рекомендуем вам посещать разные мероприятия, читать пресс-релизы, вести свой блог, писать для СМИ внештатно в разных жанрах и т.д.