Елена Гуляева
Положа руку на сердце, скажите, какие публикации вы читаете до конца? Те, что приправлены множеством терминов и фактов? Или тексты, в которые гармонично вплетены интересные истории из жизни? Если перед вами стоит задача подготовиться, скажем, к конференции, то вам не избежать знакомства со специализированной литературой, от которой нередко тянет в сон. Если же вам интересна статья с точки зрения обычного читателя, то ответ очевиден. Текст в газете, журнале или на сайте должен быть занятным, простым и понятным широкой аудитории. Как этого добиться? Многие авторы применяют метод сторителлинга.
Сторителлинг в журналистике – способ влияния на читателя, заключающийся в повествовании истории с реальными героями или даже собирательными образами. Психологи подобные тексты называют метафорами, поскольку в их основе лежат аналогии и сходства. Такие рассказы оказывают воздействие путем незатейливого намека: человек активизирует правое полушарие мозга, чтобы понять суть, а подсознание получает некий опыт, о котором идет речь в публикации.
Сторителлинг активно применяют в разных сферах: киноиндустрия, маркетинг, реклама, спорт, туризм, психология, журналистика и других. Вспомните, как сотрудник туристической фирмы в красках описывает поездки, щедро делится своими впечатлениями и отзывами других туристов, рассказывает веселые истории, демонстрирует яркие снимки и забавные сувениры, привезенные из далеких стран. Как тут устоять? Да еще и человеку, который не покидал пределы шумного города несколько лет. Деловые издания при помощи сторителлинга говорят об успехе компаний и отдельных личностей, тем самым мотивируя сотрудников быть активными, открытыми ко всему новому и с легкостью преодолевать трудности.
Миссия данного способа – захватить внимание аудитории с первой секунды и удерживать на протяжении всего повествования, чтобы зритель, слушатель или читатель проникся к главному герою и понял основную мысль. Интересный рассказ гораздо эффективнее свода правил, поскольку воздействует на сознание, формирует сопричастность, внушает требуемые мысли, вызывает нужную реакцию и, следовательно, ожидаемое поведение.
Как подготовить захватывающую историю или выступление? Есть ли секреты? Разумеется, необходимо помнить о ключевых параметрах метода: идея, структура, герой, связь элементов и стиль. Идея должна быть понятна широкой аудитории и ни в коем случае не оторвана от реального мира. Она призвана проливать свет на то, что ежедневно происходит вокруг нас, говорить о проблемах, трудностях и противоречиях, а также предлагать способы их решения. Каждая история должна иметь четкую структуру: аудитория ожидает развития событий по схеме, поэтому автор обязан вести читателей в соответствии с их ожиданиями. Главный герой – движущая сила текста. Не стоит даже приступать к написанию материала, если вы не выбрали персонаж, не наделили его характером. Конечно, он не должен всем нравиться, но образ обязан быть цельным, чтобы аудитория могла понять совершенные им поступки. Также важно грамотно связать все элементы в единое произведение. Каждый эпизод истории должен логически вытекать из предыдущего. Если в тексте появляется так называемый разрыв, то внимание читателя незамедлительно переметнется с чтения на что-то иное. И, наконец, стиль текста, создающий общее настроение. Конечно, тон изложения по ходу истории может меняться, но никогда не будет противоположным тому, что был в начале произведения. Корректно пользуйтесь данным инструментом в работе и повседневной жизни, чтобы влиять на конкретного человека и мотивировать на нужные вам действия.