Информационные заметки — это самые популярные материалы в СМИ. Это небольшие сообщения, которые кратко рассказывают о произошедшем событии. Например, о состоявшемся музыкальном концерте, построенном заводе или смерти известного человека. Такие сообщения отвечают на несколько важных вопросов: «что произошло?», «где это произошло?», «когда произошло?», «кто участвовал?». В новостной заметке сообщаются основные подробности. Например, сколько зрителей было, что будут выпускать на заводе и в каком количестве, какие заслуги были у скоропостижно скончавшегося актера и т.д.
Написать информационную заметку может даже пятиклассник. Но нужно знать некоторые нюансы. Структура заметки та же, что и при написании любого журналистского материала – заголовок, лид (первый абзац, так сказать анонс статьи), основа и можно еще включить заключение.
Начнем с самого начала. Нужен заголовок. Заголовки можно поделить на те, что используются в газетах и те, которые используются на информационных сайтах. Если постараться объяснить просто, то заголовок для газеты должен быть кратким (2-3 слова) и он художественный, интересный. А для сайтов используется заголовок длинный, четко раскрывающий суть произошедшего. Например, для газеты будет заголовок «Музыкальная феерия», а для информационного агентства — «В Саратове выступила ирландская рок-группа». Если хотите разобраться в заголовках подробнее почитайте статьи на нашем сайте — «Разновидности заголовков» и «Кратко о заголовках«.
Для наглядности и хорошего запоминания приведем диковатый пример новости — президент Франции приехал в Урюпинск. Для печатного издания мы придумаем заголовок следующим образом. Выберем из нашего текста ключевые слова, из которых и составим заголовок. Слова – президент, Франция, визит, Урюпинск, важный гость, неожиданно и так далее. Эти слова вызывают у нас определенные ассоциации. Ну и пусть название будет, скажем, «Неожиданный визит». Кстати, заголовок вы можете придумывать как до, так и после написания заметки, это уже как вам удобнее. А для сайта заголовок будет «Президент Франции посетил российский город Урюпинск».
Теперь переходим к лиду. Лид — это первый абзац текста. Как правило, он выделяется жирным шрифтом. В лиде мы кратко даем главную информацию. Расписываем наш придуманный длинный заголовок, пригодный для информагентства (Президент Франции прибыл в Урюпинск с деловым визитом для подписания такого-то соглашения. Здесь он пробудет один день и далее отправится туда-то». В лиде должно быть 2-3 небольших предложения. От любого правила можно немного отклоняться, но без фанатизма, лид не должен состоять из 5 слов или из нескольких абзацев. Чтобы закрепить в памяти информацию прочитайте статью «Что писать в лиде«.
После лида пишите основной текст. Пишите то, что вам известно о произошедшем, что сообщается в пресс-релизе, что смогли узнать из других источников. Пишите кратко, по существу, дайте людям основную информацию и главные подробности.
В заключении нужно некое замыкающее предложение. Допустим, «Господин президент пообещал, что это не последний его визит в небольшие российские города и в следующем году он прибудет на Фестиваль русской песни». Или «Подписанные соглашения принесут реальную пользу жителям нашего города, ведь … (кратко излагаются полезные перспективы)». Также в конце новостной заметки может быть бэкграунд, предыстория этого события, какие-то подробности на эту тему.
Оставайтесь с нами, у нас начинают хорошо писать даже бывшие двоечники. А если уж вы хорошо пишите, то результаты будут просто замечательными. Уважаемые читатели, вы можете записаться на дистанционное обучение журналистике. Вся информация есть на главной странице. Там же вы можете почитать отзывы наших студентов и всю дополнительную информацию.