Есть к чему стремиться!
Фестивали Тульской области вошли в число лучших проектов на Всероссийской выставке туристических событий, проходившей с 28 по 29 сентября в Ярославле. Выставка-конкурс была организована в рамках VII Международного туристического форума «Visit Russia» при поддержке Министерства культуры России.
Тульская область становится все более привлекательной для российских и иностранных туристов. Что неудивительно, ведь здесь расположено множество малых исторических городов, старинных усадеб и храмов, заповедных мест и других объектов культурного наследия. Пять традиционных тульских символов попали в Национальный рейтинг туристических брендов России. Это тульский самовар, музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная поляна», музейный комплекс «Куликово поле», белевская пастила и, конечно же, всем известный гастрономический бренд «Тульский пряник».
Недавно Тульская область вошла в десятку лучших регионов страны по показателям темпов развития туризма. В 2016 году ее посетили свыше 2,2 млн человек. И их число продолжает стремительно расти. Но готов ли регион к такому наплыву туристов?
На основе экспертных оценок, отзывов туристов и местных жителей были выделены следующие проблемы и направления развития туристической инфраструктуры Тульской области и ее административного центра – города Тулы.
Проблема загруженности дорог
Численность населения и количество машин на тульских дорогах с каждым годом растет. Транспортная сеть уже не справляется с таким количеством автомобилей, особенно в час пик и плохую погоду. Пробки в Туле все чаще стали сравнивать с московскими, что не слишком способствует повышению ее привлекательности для туристов. В свою очередь их приток только усугубляет транспортную проблему. В связи с этим возникает острая необходимость правильной организации дорожного движения в Туле.
Плохое состояние дорожного полотна
Дорожная сеть Тульской области также нуждается в системной реконструкции. Федеральный бюджет выделяет колоссальные суммы на программу восстановления дорог в регионе. Но очевидно, что в приоритете всегда будут оставаться наиболее востребованные населением маршруты. В то время, как плохое качество дорожного полотна затрудняет возможность подъезда ко многим культурным и историческим объектам, которые могли бы пользоваться большой популярностью у туристов.
Неразвитая гостиничная инфраструктура
Объектов размещения недостаточно для того, чтобы обеспечить ночлегом большой поток туристов. Особенно это касается малых городов и сельских поселений, где находится множество исторических достопримечательностей и объектов паломнического туризма.
Не менее остро стоит вопрос о стоимости гостиничных услуг. Туроператоры утверждают, что особой популярностью пользуются бюджетные туры, предполагающие размещение в отелях эконом-класса. В области же преобладают гостиничные комплексы, рассчитанные в основном на обеспеченных местных жителей и столичных гостей. Увеличение числа бюджетных отелей и хостелов могло бы не только значительно улучшить турпоток, но и поспособствовать долгосрочности пребывания туристов в Туле и области.
Нехватка заведений общественного питания
Кафе и рестораны Тулы не справляются с тем, чтобы обслужить толпу туристов и при этом обеспечить местами местных жителей. Особенно в выходные дни. Меню заведений в туристическом центре города могут оттолкнуть гостей ценами, стремящимися к московским. Тула нуждается в развитии сетей самообслуживания, способных удовлетворить всех желающих своей вместительностью, оперативностью, разнообразным меню и демократичностью цен. Посетители же достопримечательностей, отдаленных от Тулы, рискуют и вовсе остаться голодными. Места общественного питания вблизи таких мест чаще всего не рассчитаны на туристический контингент.
Отсутствие туристического лоска
Несмотря на то, что туристическая сфера в регионе активно набирает обороты, долгое время это была далеко не самая сильная его сторона. В связи с этим туристы пока еще жалуются на отсутствие в Туле некого туристического лоска. Отреставрированные старинные особняки в центре города соседствуют с полуразрушенными домами. Городу не хватает просторных тротуаров, уютных скверов и благоустроенной набережной. Улочкам – ухоженности и атмосферы, соответствующей домам, на них расположенных. Кафе и ресторанам – антуража и оригинальности. А работникам сферы обслуживания – доброжелательности, деликатности и компетентности, которых требует этика общения с клиентами. Недостаток этих качеств не оставляет у приезжих ощущения гостеприимности и желания приехать вновь.
Как уже отмечалось в начале статьи, Тульская область имеет огромный потенциал и возможности для развития туристической индустрии. Тем не менее, существует множество пробелов, которые мешают региону стать настоящим туристическим центром и «упакованным» турпродуктом. А, значит, есть к чему стремиться. И делать это необходимо не только с целью привлечения туристов, но и ради местных жителей, для которых не менее важно гордиться своим родным краем и любить его.