Напомним, есть два вида заголовков. Первый: заголовки для газет. Второй: заголовки для информационных сайтов. Почитать о различиях можно в этой статье, рассказывающей о разновидностях заголовков.
Придумывание заголовка для газеты — творческий процесс. Сильно в этом деле помогает чтение качественных газет, когда мы не просто читаем статьи, но и подмечаем наиболее удачные заголовки. Затем интуитивно можно придумать хорошее название для своего материала.
Есть еще один хороший способ, который может выручить почти в любой ситуации. Во время написания статьи или сразу после завершения этого процесса выпишите или выберите в уме ключевые слова, которые отражают главные мысли материала. Затем, отталкиваясь от этих слов, можно придумать заголовок. Например, пишете вы статью про сельское хозяйство и выписываете или мысленно выбираете слова «аграрии», «крестьяне», «кредит», «развитие» и «урожай». Оперируя этими словами, придумываете интересные словосочетания. Потом среди нескольких придуманных вариантов выбираете подходящий, допустим, «Кредит на развитие», «Знатный урожай» или «Аграриям нужен кредит».
Часто встречаются заголовки, модифицирующие устойчивые выражения. Такие названия приковывают внимание читателя и звучат необычно. Берется цитата, фразеологизм или известная реплика и с умом преобразуется, чтобы подходила для вашей статьи. Например, «Утром — деньги, вечером — зачет» — заголовок для статьи о коррупции в учебных заведениях. В этом заголовке обыгрывается фраза из книги и одноименного фильма «Двенадцать стульев» — «Утром — деньги, вечером — стулья».
Есть еще такая разновидность заголовков, которая построена на парадоксе, объединении не сочетаемых слов. Например, «Успешная бедность» или «Зрелое детство».
Когда уж совсем ничего путевого невозможно придумать, журналисты используют общие, универсальные заголовки. Например, «Они друзей не предают» — про служебных собак, хотя в статье идет речь о кинологах и дрессировках, а не о преданности четвероногих друзей. Или «Большая вода» — о потопе, прорыве плотины, затяжном дожде и т.д.
Все заголовки, о которых речь шла с начала этого текста и до этого момента, называются номинативные.
А для новостного сайта, для информационного агентства мы напишем заголовки иначе. Например, «Аграрии подняли вопрос о недоступности кредитования» или «Опрос студентов показал высокий уровень коррупции». Это предикативные заголовки.
Номинативные и предикативные заголовки — если хотите, то запомните эти названия. Но их никогда не употребляют в редакциях. Пригодится эти термины могут разве что при написании курсовой работы на журфаке или на каком-то умном семинаре по журналистике.
Чтобы написать правильный предикативный заголовок вам нужно четко проговорить главное событие, о котором идет речь в вашем тексте. Например, вы описываете как глава местной администрации приехал посмотреть на недавно построенный детский сайт. В тексте вы описываете сколько детей смогут посещать это дошкольное учреждение, какие там помещения и сколько будет там работать сотрудников. Также в тексте даете цитаты чиновника и педагога. Но какое главное событие вы описываете? Приезд чиновника на место построенного детсада? Нет. Описывается событие — построили детский сад? Да! Поэтому и заголовок будет примерно такой — «В Барнауле построен новый детский сад».