Сразу скажем: фото слева не относится к журналистике и размещено здесь лишь для иллюстрации. Но когда есть люди на фотографии, это всегда идет на пользу кадру, который будет использован в СМИ. Поэтому желательно чтобы они там были. Это касается не только печатных изданий, но и сайтов. Давайте подумаем над разными примерами, но для начала вспомним об одном важном правиле.
В фотожурналистике не может быть никаких постановок и художественного вымысла. Тоже самое можно сказать о редактуре фотографий. В идеальном варианте её не должно быть вовсе. В этом фундаментальное отличие фотожурналистики от работы фотохудожников, которые долго колдуют в графических программах, добиваясь каких-то невероятных эффектов.
В журналистике допускается кадрирование изображений (обрезать лишнее, убрать ненужный наклон). Максимум можно сделать снимок чуть светлее или темнее. Но нельзя «фотошопить», менять цвета и прочими способами искажать действительность. Редкий журналистский фотоконкурс обходится без того, что работы с конкурса снимаются именно по этой причине – автор не сдержал свой творческий порыв и добавил дыма к фотографии пожара или усилил синяки под глазами на портрете бездомного. А теперь примеры:
1. Рекламная статья о новом телефоне. Можно, конечно, сделать и использовать просто фото телефона на витрине или на подставочке. Но лучше в руках человека.
2. Ямы на дорогах. Можно и ухабину сфотать. Но лучше людей, которые её обходят. Или бабушку, которая недовольна ямами и показывает на них рукой. А на сайте можно несколько фотографий — и просто яму сфотографировать, и людей.
3. Теракт. Можно использовать фото разрушенного здания. Но ведь лучше фотографии людей — убегающих, испуганных, может быть даже плачущих. Но здесь конечно нужно соблюдать этические нормы.
Люди оживляют фотографию, вызывают больше интереса у читателя. Но это в идеальном варианте. Если у нас нет такой фотографии, подойдет и другая. Например, здание суда, в котором прошел судебный процесс, о котором мы пишем. Или фото изъятого оружия.
Да, на фотографиях должен быть человек. Но нет правил без исключений. Если в материале у вас несколько фотографий, то одна может и не содержать изображения человека. Например, вы фотографируете на фабрике, на которой шьют одежду. Конечно, надо сделать фотографии, на которых будут работники с продукцией, директор с коллективом и т.д. Но на одном из изображений может быть просто склад, в котором висят изготовленные изделия.
Мы проводим обучение в рамках онлайн-курса «Фотожурналистика». Приглашаем вас принять участие!