Когда речь заходит о придумывании заголовков, то мы говорим о тех, которые подойдут для газет и журналов. Для новостных порталов и информационных агентств такие не используются, там нужно просто в заголовке написать об основном событии (например, «В Москве построят новый жилищный комплекс»).
Как мы частенько говорим нашим студентам: один из способов придумать хороший интересный заголовок для печатного издания — это переделать общеупотребимую популярную фразу. Примеры придумаем просто на ходу. Например, возьмем пословицы. «Тяжело в учении — легко в бою», переделаем в «Тяжело в лечении – легко в раю», такой заголовок подойдет к статье о проблемах в здравоохранении. Или заголовок «Что посеешь – потом не найдешь» к материалу о бюро находок или каких-то безвозвратных потерях.
Второй способ — рифма. Зарифмуйте свой заголовок. Можно придумывать из головы, а можно воспользоваться сайтами. Например, этими — rifma-online.ru , rifme.net , rifmus.net .
Есть и многие другие способы придумать хороший заголовок. Импровизируйте!
Иногда большой текст разбивают подзаголовками. В этом случае как бы нужно придумать еще интересные заголовки, но только уже для тех частей текста, которые будут после подзаголовков. Разбивают текст по смыслу. Например, в статье про пандемию коронавируса можно разбить текст на три части. В первой написать о текущей ситуации, во второй — о методах лечения, в заключительной — о разработке вакцин.
Недавно посетитель нашего сайта попросил нас придумать название рубрики, в которой публикуются интервью со спортсменами. Мы провели 5-минутный «мозговой штурм» и предложил разные более-менее подходящие названия: «Разговор с …», «Спорт-интервью», «Спортивные звезды», «Звезды спорта», «Разговор тет-а-тет», «Спортивный опыт» и т.д. Не факт, что в этом списке есть хороший. Журналист думает, придумывает, выбирает, снова придумывает и потом наконец находит хороший.
На самом деле, придумать хороший заголовок, подзаголовок или рубрику — это не простая задача. Но если вы будете много читать новостей и публикаций, обращать внимание не хорошие заголовки, время от времени самостоятельно их придумывать, то получаться будет всё лучше и лучше.
Придумывайте ассоциации, подбирайте слова, комбинируйте их и обязательно найдете хороший вариант.
И напоследок пара слов о структуре новостной заметки. Классический вариант написания новостной заметки: от самого важного в начале — к менее важному, ко всем остальным подробностям в оставшейся части текста. Бэкграунд пишут, как правило, в конце. Но нерушимым правилом можно считать только то, что в лиде (первом абзаце) нужно написать самую важную новость. В остальном жестких правил нет. Можно пробовать, экспериментировать. Например, если вы чувствуете, что нужно написать предысторию после лида, а не в конце, то можно так сделать.