Виктория Педан
Интервью в журналистике – материал, который журналист готовит в результате диалога с другим человеком на какую-либо актуальную и значимую общественно-политическую тематику. Такой материал идет в прессу, звучит на радио или воспроизводится на телевидении. Интервью всегда привлекает много внимания, являясь ценным для общественности источником информации как «она есть», от первого лица, с которым пообщался журналист.
Собственно диалог интервьюера (того, кто задает вопросы) и респондента (источника информации) в формате вопрос-ответ – информационное интервью, в отличие от интервью как жанра не ставит более глубоких задач, кроме сбора информации, например для новостей, опроса общественного мнения или с места происшествия.
Форма и организация журналистского интервью будут разными в зависимости от целей и способа представления (в прессе, на радио, на телевидении, другими способам связи) и квалификации самого журналиста.
Темой журналистского интервью может быть некий предмет (информационный повод) для обсуждения с экспертом темы (предметное интервью); сама личность респондента (личностное интервью), или личность респондента в связи с предметом обсуждения – событием, к которому она имеет отношение (предметно-личностное интервью).
Предметное интервью начинается с обозначения причастности собеседника к обсуждаемой теме, далее тема уточняется и анализируется, а в конце подводятся итоги, и экспертом даются рекомендации.
Личностное интервью (интервью-портрет, интервью-беседа) имеет задачей раскрыть значимую для аудитории личность респондента с разных сторон с помощью открытых и прямых вопросов.
Предметно-личностное интервью проводится с человеком в свете его деятельности или какого-то события, в котором он участвовал, и выявлении ценных подробностей.
Главные инструменты журналиста для создания хорошего интервью – правильные вопросы. Соотношение вопросов и ответов в интервью может быть как примерно равным, так и в пользу ответов респондента. Содержать личную оценку темы (интервью-беседа) или преимущественно состоять из коротких вопросов и не менее 70% речи респондента (стандартное интервью).
Например, для поощрения диалога и раскрытия темы журналист в большей степени использует разнообразные открытые вопросы (содержащие вопросительное слово). Непрямые вопросы стимулируют респондента больше рассказывать, а закрытые вопросы что-либо конкретное утверждающие и требующие от респондента реакции – придают интервью динамику.
Итак, залог хорошего журналистского интервью – навык управление беседой с помощью прицельно сформулированных вопросов и компетентная реакция в диалоге с респондентом.