Анна Коротченкова
Большинство интернет-пользователей читают новости не на конкретном сайте источника, а посредством запроса в поисковой системе. Человек может в строку поиска своего браузера ввести конкретный запрос или слово «новости» и получит список релевантных заголовков по теме из разных сайтов-источников средств массовой информации.
Без экспертов не разберешься
Рынок медиа и взаимоотношения в треугольнике: реклама-сми-поисковики, постоянно меняются. Согласно до сих пор актуальной статистике ассоциации коммуникационных агенств, в первом полугодии 2016 года рынок онлайн рекламы составил 17 миллиардов рублей в России, где 90% удалось заработать крупным поисковым системам (Google, Yandex, Mail.ru, Rambler), оставшиеся 10% достались СМИ и развлекательному контенту.
Раньше поисковые системы генерировали трафик для СМИ, а сейчас стараются сделать так, чтобы читатели не переходили на другие медиа-платформы. К примеру, человек хочет пойти в кино, вбивает запрос в поисковике о расписании киносеансов, платформа выдает готовую таблицу — пользователю не нужно переходить по ссылкам. На помощь приходят социальные сети, один из мощнейших инструментов продвижения. СМИ размещают в виде баннеров и гиперссылок лучшие и актуальные анонсы своего контента, чтобы читатель в обход поисковиков, переходили на их ресурсы. А некоторые проекты и вовсе отказались от сайтов своих изданий и существуют только в социальных сетях. Оставаться на плаву помогают альтернативные способы заработка: продажа франшиз своих издательств(зачастую в регионы, иногда с последующей помощью в развитии) брендированная продукция и ее продажа в интернет-магазинах, ведение блогов и дополнительных аккаунтов, организация обучения и мастер-классов для сотрудников медиа.
А как у них?
У зарубежных коллег дела обстоят в целом не лучшим образом. Nws Media Alliance посчитал доход компании Google на новостях средств массовой информации. Поисковик заработал 4,7 миллиарда долларов, при том, что доход всех СМИ США и Канады за этот же период составил 5,1 миллиард долларов.
— Эти 4,7 миллиарда долларов — это почти столько же, сколько 5,1 миллиарда долларов, принесенных новостной индустрией США в целом из цифровой рекламы в прошлом году — и Альянс средств массовой информации предупредил, что его оценка доходов Google была консервативной. Во-первых, он не учитывает ценность личных данных, которые компания собирает для потребителей каждый раз, когда они нажимают на статью, подобную этой,- сообщает корреспондент знаменитого The New York Times.
Многие эксперты в области медиа считают, что это не совсем честный подход на арене мультимедийного бизнеса. В пору поисковикам начинать платить СМИ за использование работы их редакции. Уже был опыт исков у европейских изданий с требованием выплат за показ их новостей, но пока без положительного результата.