Лид – это первый абзац журналистского материала. Его цель – захватить внимание читателя и объяснить о чем далее пойдет речь в тексте. Он должен быть компактным. В тексте лид, как правило, выделяется более жирным цветом. Слово «лид» происходит от английского «lead» (возглавлять, вести). От этого же слова происходит «лидер».
Обратим внимание: в маркетинге и в темах, близких к интернет-коммерции, слово «лид» имеет совсем другое значение. Там лидом называют заявки/имена и контакты людей, которые хотят что-то купить. Например, если кто-то оставит заявку на нашем сайте, перейдя по рекламной ссылке, это можно назвать лидом. В журналистике как вы видите, лид имеет другое значение.
Есть много видов лида – основной, эпизодичный, цитатный и другие. В большинстве случаев употребляется «основной», то есть такой, в котором раскрывается основная мысль материала. Дайте ответ на вопрос «о чем ваш текст?», уложившись в 25 слов или даже меньше. Например, «В Самару приехал московский цирк, который пробудет в городе две недели». Всё ясно и понятно, об этом и пойдет речь в тексте, только более подробно и в деталях.
Но иногда более удачен эпизодичный лид, в нём рассказывается один эпизод из событий, о которых пойдет речь далее. Например, «Под шумный фейерверк спортсмены получали поздравления. Так завершились областные соревнования по греко-римской борьбе».
Рассмотрим чем отличается от других цитатный лид. В нём используется цитата одного из героев материала. Эта реплика должна характеризовать весь текст. Например: «Мы будем проводить глобальную политику и отстаивать наши интересы за пределами страны», заявил такой-то президент такой-то страны.
Разновидностей лида гораздо больше, чем мы можем рассмотреть в этом тексте. Но о наиболее популярных видах лида вы должны иметь представление. Приведем примеры.
Описательный или сценический лид — «Роман Иванов в эту минуту понял, что спокойная жизнь его семьи закончилась. Диагноз, озвученный врачом, озадачил всех родственников». Извините за мрачный пример.
Аналитический лид – «Курс рубля упал на несколько пунктов, но в ближайшее время возможно кардинальное изменение ситуации».
Кстати, в пресс-релизах, первый абзац тоже называют лидом. По большому счету пресс-релизы — это и есть журналистские новостные материалы, плюс контакты пресс-службы. Только готовят их не журналисты, а сотрудники пресс-служб. И цель у них несколько иная — они работают на положительный имидж своей организации, «пиарят» её.