Наша студентка Анастасия из Камчатского Края задает очень хорошие вопросы. Можно ли менять текст пресс-релиза? А заметки, написанной читателям? А если это текст, написанный в рамках творческого детского конкурса? Если ответить кратко, то можно. Почему и каким образом — напишу об этом подробнее.
Из письма студентки Школы журналистики: «Можно ли вносить изменения в пресс-релизы без согласования? Например, убрать целое предложение? Или заменить какое-то одно слово без потери общего смысла предложения, но со сменой эмоциональной окраски? Мы иногда вносим правки в заметки местных жителей, но только в благих целях и без замены контекста. Можно ли отказывать в публикации? Если это статья для публикации — вроде бы понятно, здесь на усмотрение редактора. А если это платные объявления?».
В пресс-релиз не только можно, но и нужно вносить изменения. Как правило, их пишут не очень хорошо. Главное, сохранить смысл. Желательно полностью переписывать пресс-релиз, указав в одном из первых предложений «как сказано в сообщении пресс-службы…», «по сообщению пресс-службы…» и так далее. Очень редко в СМИ публикуют пресс-релиз «как есть», обычно пишут свой материал на основе пресс-релиза.
Заметки читателей тем более невозможно публиковать не меняя текст. К сожалению, люди часто пишут так что публиковать без правки это невозможно.
Детские работы можно немного менять, но не пытайтесь их сделать взрослыми текстами, всё таки их пишут дети.
На счет платных объявлений — сложный вопрос. Только редакция принимает решение — публиковать или нет. Нужна принципиальность и решительность редактора. Можно отказать и мотивировать отказ (мы не можем опубликовать потому что…). На счет платного объявления можно было схитрить, сказав что нет места в ближайшие четыре номера.