Елена Гуляева
Структура новостного сюжета, если рассмотреть ее с точки зрения кулинарии, состоит из следующих ингредиентов: видеоряд, интершум, графика, музыка, лайф, стендап, синхрон, закадровый текст и титры. Такой набор «продуктов» позволяет приготовить для зрителя ароматное, вкусное, сытное «блюдо». Разберем каждую составляющую более детально.
Видеоряд. Видео на заданную тему может быть снято профессиональным оператором, получено из имеющегося архива или же со стороны. Последнее означает, что канал приобрел кадры оперативной или любительской съемки. Кстати, файлы, присланные по электронной почте обычным зрителем, порой становятся основой любопытного сюжета.
Интершум. Это звук, записанный вместе с видеоматериалом. Интершум должен соответствовать изображению. Если же он не отличается качеством, то подлежит замене. В большинстве случаев данный звук призван сопровождать закадровый текст.
Графика. Как правило, представляет собой диаграммы, таблицы, карты, схемы и др. Ее можно подготовить при помощи специальной компьютерной программы или нарисовать на листе бумаги, после чего снять на видеокамеру. Стоит обратить внимание на то, что оформление графических материалов должно подходить по размеру шрифта и палитре оттенков ко всему сюжету.
Музыка. В некоторых случаях выступает в роли интершума. В информационных сюжетах ее не используют. Основное требование к музыке в том или ином ролике – уместность.
Лайф. Данным термином обозначают отрезок видео продолжительностью до 10 секунд с интершумом (поддержка болельщиков, аплодисменты, шум воды). Лайф «переносит» зрителя на место события, помогает проникнуться атмосферой. В информационном сюжете отрезок лайфа не должен превышать 5 секунд.
Стендап. Это речь журналиста в кадре. Демонстрирует присутствие в эпицентре мероприятия или события, создает эффект диалога с аудиторией. При записи стендапа корреспонденту важно следить за своим внешним обликом, мимикой и жестами, а оператор должен выбрать подходящий задний план.
Синхрон. Понятие обозначает речь персонажа в кадре, фрагмент интервью. Картинка и голос записываются и показываются на экране одновременно. Основное требование – продолжительность не более 25 секунд. Также стоит следить за фоном, чтобы у героя не росли из головы столбы, фонтаны, ветви деревьев, цветы и др.
Закадровый текст. Называется так, поскольку зритель не видит того, кто сообщает ту или иную информацию. Обычно текст пишет корреспондент, а вот читать его за кадром доверяют и самому журналисту, и диктору.
Титры. Специальные надписи, которые поясняют текст. Это могут быть имя, фамилия и должность главного героя сюжета, указание места, где разворачиваются события, перевод иностранного текста и др. Требований к титрам не так много: грамотность и фактическая правильность.
Учитывая рассмотренные структурные элементы, разберем классический новостной сюжет. Он может быть построен по следующему принципу:
— стендап (краткое сообщение о том или ином событии);
— закадровый текст (продолжение рассказа);
— синхрон (пояснения главного персонажа, очевидца, эксперта);
— закадровый текст (заключительные фразы о произошедшем событии);
— стендап (прогнозы и выводы).
В процессе подготовки сюжета для телевидения следует обратить внимание на ряд особенностей: объективность информации, актуальность события, логика изложения, предельная ясность. Корреспондент не должен оценивать происшествие, он выступает в роли медиатора – посредника между аудиторией и источником информации. Факт в обязательном порядке необходимо подтвердить видеоматериалом, информацией очевидца, заключением эксперта. Собственное мнение журналист, конечно, может выразить, но косвенно. К примеру, при помощи интонации, порядка слов в предложении и иными способами. Также рекомендуется сообщать информацию простыми и понятными словами, избегать бюрократических формулировок и деепричастных оборотов, употреблять только известные аббревиатуры (МВД, ЕГЭ, ЖКХ и др.), округлять числа. Текст должен состоять из определенных блоков, поскольку без крепкой структуры он провисает и рискует развалиться. Предложения из интервью с главным героем сюжета должны продолжать текст корреспондента, а не повторять его.