Елена Гуляева
Что собой представляет сегодняшняя газета? Для начала остановимся на личности дизайнера: обозначим набор качеств и профессиональных навыков, а также очертим круг задач, которые ему предстоит решать. Оформитель, работающий в редакции печатного издания, должен обладать высокой визуальной культурой – иметь о ней представление и придерживаться принципов оформления продукции. Рекомендуемые приемы верстки и установленные правила работы позволяют сотруднику выполнять ряд функций, среди которых: идеологическая (комментирование), рекреативная (релаксация), эстетическая (распространение культуры) и утилитарная (визуализация информации).
Композиционная деятельность – одна из важнейших сторон работы дизайнера. Композиция — процесс, в ходе которого происходит оживление конструкции, состоящей из разнообразных графических элементов, комплексов, систем, рядов и др. Так называемую газетную графику аудитория воспринимает как и любой предмет графического искусства — в качестве конкретной и абстрактной цельности композиции. Структура может быть асимметричной, симметричной или же сочетать в себе данные свойства. Главная задача – уловить тонкую грань, определяющую истинный вкус. При построении газетной полосы, как правило, выбирают определенную систему. Большинство печатных изданий придерживается асимметричной, прямой или смешанной верстки.
Современные тенденции диктуют простой, но и одновременно неформальный метод расположения информационного материала. К примеру, для газеты формата А3 лучше выбрать шестиколонную верстку. Среди ее основных преимуществ можно выделить экономию газетной площади и набор вариантов композиционного размещения текста. Макеты не повторяются, что позволяет оживить полосы, сделать их интересными для читателя. Для газеты формата А2 оптимальным количеством колонок будет восемь. Дизайнеры следуют принципу композиционно-графического моделирования, что заметно ускоряет процесс макетирования. Но все же в специальных случаях стоит обратить внимание на дополнительные форматы. Речь идет о статьях, размещаемых в постоянных рубриках издания, подписях к графическим материалам, врезках, выводах и др. Без этого пространство газеты будет казаться серой массой, а читатель быстро устанет и не сможет отделить главное от второстепенного.
В газетном производстве достаточно распространенной является и модульная система. Дизайнер строит полосы газеты на основе модульной сетки. В данном случае модуль подобен кирпичу, который используется в строительстве зданий и сооружений. Пропорции способствуют созданию целостного организма издания. Редактор каждой конкретной газеты определяет свои пропорции, что поддерживает стабильность размера материала в той или иной рубрике. Редакция может установить необходимый верхний предел объема текста. Данная мера, в свою очередь, позволяет корреспонденту выработать навык выражать свои мысли емко и точно. Сочетание небольших по объему интервью и репортажей с публикациями, занимающими несколько страниц, означает, что оформитель использовал прием смены пропорций, способствующий выгодному визуальному восприятию информации.
Газетная полоса построена на контрастах: текст расположен по соседству с иллюстрациями, которые могут быть тоновыми и штриховыми. Применять контрасты следует аккуратно, чтобы не нарушать равновесие, пропорции и ритм газетной полосы. Немаловажное значение имеет и стиль оформления издания, охватывающий аспекты формы и содержания. Стиль газеты – не только ограниченный набор оформительских приемов, это целая система принципов, законов, правил. Первая страница многих современных печатных изданий – плакат с анонсами материалов, которые читатель найдет внутри «толстушки». Последняя страница обычно отличается структурой в форме мозаики – на ней размещена справочная информация, объявления рекламного характера и др. Визуальная информация упорно теснит текстовую. Также отличительной чертой современного издания можно назвать персонификацию информации, что выражается в размещении портрета автора той или иной статьи, а также его краткой биографии.