Дата-журналистика — это направление в журналистике, в основе которого лежит обработка данных и их использование для создания журналистского материала. Журналистика данных в большинстве случаев имеет дело с открытыми данными, доступными в интернете или получаемыми из государственных организаций по запросу журналиста. В журналистике данных корреспонденту не нужно пытаться где-то украсть или купить какую-то секретную информацию, он работает с открытой информацией.
Данные могут служить как инструментом для раскрытия определенной журналистской истории, так и ее источником. Дата-журналисты используют широкий спектр инструментов и технологий для сбора, очистки, анализа и визуализации данных. К ним относятся:
-
- Сбор данных: дата-журналисты могут получать данные из различных источников, включая правительственные отчеты, корпоративные базы данных, открытые данные и социальные сети.
- Очистка данных: данные часто содержат ошибки и несоответствия, которые необходимо исправить перед их анализом.
- Анализ данных: дата-журналисты используют статистические и математические методы для выявления закономерностей и тенденций в данных.
Визуализация данных: данные часто можно лучше понять, представив их в виде графиков, диаграмм, инфографики или других визуальных форматов. В некоторых случаях дата-журналистика имеет преимущества по сравнению с традиционной журналистикой. Она позволяет журналистам:
- Раскрывать новые истории, которые были бы недоступны с помощью традиционных методов журналистики.
- Более точно представлять сложные проблемы и тенденции.
- Повышать доверие аудитории к журналистике.
Дата-журналистика стала все более популярной в последние годы. Это связано с несколькими факторами, включая:
- Рост объема доступных данных.
- Развитие технологий обработки данных.
- Потребность общественности в более достоверной и прозрачной журналистике.
Дата-журналистика имеет потенциал для того, чтобы изменить способ, которым мы получаем новости и информацию. Она может помочь нам лучше понять мир вокруг нас и принимать более обоснованные решения.
Чтобы информация была нагляднее и понятнее, часто журналистика данных дополнительно к тексту использует инфографику или другие способы визуализации. Как вы знаете, инфографика – это графический способ передачи информации. Как правило, в инфографике сочетаются изображения, цифры, краткий текст. Давайте рассмотрим очень простой пример того как обычный журналист может подготовить хороший материал, прибегнув к data-журналистике.
Например, вы хотите написать о развитии туризма в каком-то регионе. Вы находите в интернете на сайтах государственных органов (например, на сайте Федеральной службы государственной статистики или на сайтах её территориальных органов) множество таблиц, отчетов и статданных на эту тему. Теперь вам нужно ознакомиться с ними и сделав выводы, представить читателю информацию в удобочитаемом виде. Например, вы можете обратить внимание на то, что процент заполняемости гостиниц уменьшается и туристов становится меньше, несмотря на позитивные утверждения чиновников об успешном развитии туризма.