Теория журналистики включает в себя теорию публицистических жанров как научно-практическая дисциплина, изучающая закономерности журналистского самовыражения и то, как они группируются по жанрам. Формы журналистского выражения, такие как новости, репортажи, обзоры, заметки, комментарии, рецензии, статьи, очерки и фильетон, относятся к определенным жанрам.
Хотя в мире нет точной и общепринятой типологии журналистских жанров, профессор Бобан Томич («Введение в СМИ», Čigoja štampa, Belgrade, 2012) отмечает следующие жанры (типы) из современной практики и теории: информативный или фактический (новости, репортаж), толковательный (расширенный отчет, комментарий, колонка, заметка, обзор, хроника), аналитический или исследовательский (репортаж, колонка, интервью, статья, критика), художественная литература (история, эссе, колонка , сатира, сарказм, афоризм).
Новости как основная форма журналистского выражения определяются по формуле пяти вопросов ( Кто, Что, Почему, Где, Когда). Любая новость, которая успешно отвечает на все эти вопросы, становится понятной получателю, и если какая-либо функция отсутствует, новость является неполной. С упомянутыми пятью особенностями было бы хорошо упомянуть источник, из которого поступают новости.
В теории журналистики на сегодняшний день разработано несколько подвидов этого элементарного жанра: оперативные новости , стандартные новости и расширенные новости.
Оперативные новости всегда эллиптические, укороченные и не имеют всех структурных особенностей, но они также должны быть узнаваемы и понятны каждому.
Стандартные новости содержат все свои структурные особенности. Б. Койич утверждает, что новости являются наиболее заметным субъективным отражением и выражением внешнего мира.
Расширенные новости — это форма перехода от новостей к отчету и показу. Его основная функция заключается в предоставлении расширенной информации об одной или двух структурных особенностях новостей.
В отчете показано, как произошло событие, как шел процесс и так далее. Отчет намного длиннее новостей, поэтому он отличается от новостей. В докладе всегда говорится о событиях между людьми, в нем говорится о том, о чем говорили люди и что они сделали. «Напишите так, чтобы все в вашем отчете понимали, что произошло на собрании, на котором вы присутствовали, что было решено, почему и почему некоторые были за и против, как прошло все мероприятие или каково его основное послание», — подчеркивает Д. Дюрич.
Обзор — его главная особенность в том, что он выступает как переходный жанр между описательной и аналитической журналистикой. В отличие от описания событий, рецензия содержит оценку, то есть субъективную позицию журналиста.
Примечание является подтипом обзора. Это буквальная форма обзора. Заметка — это информация о какой-то новости.
Комментарий — это общее название для ряда аналитических и увлеченных жанров, в которых журналистика достигает своей высшей выразительной ценности.
Критика, статьи, эссе, филтон
Критика (по-гречески критеин = судить, судить) — это жанр почти идентичных комментариев, но практика критического вызова комментариев в области искусства и культуры в узком смысле в настоящее время пишется в театральной критике, литературной критике, музыкальной критике и т. Д.
Жанр статьи, который входит в строку комментариев, потому что он также объяснен или имеет собственную научную драматургию. Статья представляет собой комментарий и критику в области науки и техники.
Эссе — пограничный жанр, который разделяет и объединяет журналистику с литературой и наукой.
Фельтон имеет большое сходство с эссе. Как правило, это неинституциональная форма выражения, поэтому она легкая, интересная, веселая и полная эффектов. У него всегда должна быть точка или другое окончание, в котором находится основное сообщение. В отличие от других жанров, Филтон обычно в продолжениях.