Многие начинающие журналисты, получая первые задания на интервью с важными и серьезными спикерами воодушевляются. Другие – начинают теряться. В любом случае независимо от внутренних эмоций к любому интервью следует тщательно подготовиться. Сложно, но важно – понять структуру материала, о чем он будет, какую историю редактор хочет увидеть от вас по итогам встречи со спикером. Поняв структуру и задумку, вам будет гораздо проще составить вопросы. Ко всему нужно подходить системно. Спустя несколько успешных материалов, все уляжется в голове и вопросы будут формироваться практически сами собой.
Разберем этот момент на примере бизнес-истории. Вам поступила задача поговорить об истории бизнеса конкретного человека. Начать следует с понимания, это про эмоции или про сухой стартап? Конечно, сдобрить текст лирикой нужно, но важно проявить осторожность и не переборщить.
Итак, разделите текст на несколько частей:
— как человеку пришла идея открыть этот бизнес, предпосылки;
— где взял начальный капитал, с кем начинал;
— какие были трудности, с чем столкнулся, когда вышел на точку безубыточности;
— что с бизнесом сейчас;
— какие планы, есть ли новые идеи.
Вышеперечисленная структура чаще всего используется в подготовке бизнес-историй большинства форматов.
Как только вы определились со структурой и форматом – переходите непосредственно к вопросам. Отталкиваться нужно от составленного структурного плана. Вот пример того, что можно спросить.
— Как пришла идея открыть свой бизнес?
— Это была первая задумка и попытка или были и другие стартапы?
— Где взяли деньги на стартап?
— Кто помогал с организацией?
— Поддержали ли друзья, родственники?
— Помните вашу первую продажу / оказанную услугу, первого клиента?
— Когда почувствовали первую прибыль? Как долго выходили на точку безубыточности?
— Какие трудности встретились на пути? Как справлялись?
— Расскажите о структуре бизнеса, каким образом все устроено, организовано?
— Сколько человек на вас сейчас работает?
— У вас есть заместитель? Можете ли вы кому-то полностью доверить дела и отключиться от бизнес-процессов?
— Как бизнес пережил пандемию? Посчитали убытки?
— Что с бизнесом сейчас? Каковы обороты? Какова чистая прибыль?
— Запустили ли еще параллельные проекты?
— Как изменилась жизнь после того, как стали бизнесменом? Есть ли та самая свобода, о которой все мечтают?
— Как считаете, обязательно ли в основе бизнеса должно лежать любимое дело? Или выбирать нужно строго по финансовому расчету и холодным разумом?
— Ваша ниша бизнеса сейчас насколько заполнена? Есть ли конкуренты? Как вы себя оцениваете на их фоне?
Анна Коротченкова