По данным статистики SkyPro онлайн-университета рентабельного образования Россия испытывает дефицит кадров в сфере образования. Он составляет 42% на начало 2025 года. По прогнозам всё той же статистики на 2026 год, дефицит будет только увеличиваться.
В чем же заключается проблема нехватки кадров в сфере образования? Согласно данным, которые озвучила Кокоева Ирина в своем интервью конкурс на специальности в педагогических вузах в среднем составляет 10 человек на место.
Я решила пообщаться с выпускницей Иркутского педагогического университета, Валерией, чтобы выяснить по какой причине выпускники педагогических вузов не идут работать в школу.
— Валерия, еще будучи ученицей школы, Вы хотели стать учителем. Почему было отдано предпочтение именно этой профессии?
— Да, еще с 6 класса я знала, что хочу стать учителем. Учиться мне нравилось всегда, хотя приходилось много трудиться. Школа всегда была для меня местом легкости и комфорта. Учителя в нашей школе, в большинстве своем, были очень добрые, интересные люди, поэтому на уроки я ходила с большим удовольствием. Школа воспитала во мне стремление к познанию, саморазвитию.
— Все ли предметы были одинаково любимы или каким-то отдавалось большее предпочтение?
— Все предметы интересны, когда нравится учиться. Но особенно я любила русский язык, географию, историю, литературу, английский язык. Особое отношение к школе и прекрасным пример учителей перед глазами не оставили сомнений, и после окончания 11 класса я поступила в педагогический университет на филологический факультет.
— Вы выбрали достаточно сложно направление профессиональной деятельности – учитель русского языка и литературы. Кто помог выбрать именно эту специальность?
— Огромную роль в выборе профессии сыграла моя учительница русского языка и литературы, Файзрахманова Галина Владимировна. Я всегда с удовольствием ходила на ее уроки, с упоением читала классическую литературу. Галина Владимировна тот человек, который показал мне каким должен быть учитель: эмпатичным, начитанными, справедливым, любить свое дело и достойно его выполнять. Я хотела стать таким же учителем и решила, что мое призвание нести знания детям, и вместе с тем воспитывать в них доброту, сострадание и любовь к этому миру.
— Что было самым тяжелым на пути к профессии?
— Учеба не всегда была легкой, но тем не менее особых сложностей я не испытывала во время обучения, так как привыкла усердно учиться еще в школе. А вот педагогическая практика давалась тяжело.
— В чем же заключалась эта сложность?
— Как оказалось, подростков не так легко увлечь рассказами о классической литературе или правилами русского языка, даже если на уроках используются современные интерактивные элементы и игры. Приходилось тратить много времени на привлечение внимания подростков к теме урока. Это выбивало из колеи и конспекта урока. После практики уже не было такого энтузиазма.
— Что изменилось в представлении о профессии после прохождения практики и дальнейшей учебы?
— Да, на мое представление о профессии повлияло прохождение педагогической практики. Она дала возможность увидеть сложности, с которым ежедневно сталкивается учитель: нехватка времени на подготовку к урокам, огромное количество ежедневной проверки тетрадей, разные ученики и их отношение к обучению. Так, очень радужное представление сменилось на более реалистичное. Увидела явные плюсы и минусы работы. На деле работа оказалась труднее, чем я представляла ее изначально.
— Насколько я знаю, это не помешало пойти работать в школу?
— Да, по семейным обстоятельствам я вышла на работу спустя 3 года после окончания университета. В течение этого времени я не сидела без дела. Помогала ребятам подтянуть пробелы в знаниях, а также занималась саморазвитием, чтобы не отстать от новшеств в сфере образования. И я была настроена на плодотворную работу в школе.
— Хороший настрой на работу – залог успеха. Что же произошло, что работа в школе перестала быть целью?
— Когда я пришла на собеседование на ставку учителя русского языка и литературы, наличие маленького ребенка не смущало моего работодателя. Как вы знаете, ставка учителя это 18 часов в неделю, аудиторных часов. А ведь еще есть и подготовка к урокам, написание конспекта урока, проверка тетрадей, и еще много всего. В результате к 1 сентября моя нагрузка составляла 36 аудиторных часов и классное руководство в 5 классе. А это соответственно еще нагрузка в виде внеурочной деятельности.
— Согласна, для учителя русского языка и литературы, 36 часов это достаточно большая нагрузка. Зарплата тоже выше, чем на одну ставку. Что же пошло не так?
— Для меня оказалось сложно вести столько часов, успевать следить за 5ым классом и пытаться успеть всё дома. Кроме того, дочка, которая на тот момент посещала детский сад, стала часто болеть. Уход учителя на больничный никого не радует. Так как в школе нехватка педагогических кадров заменять тоже особо некем. Руководство и родители пытались войти в положение, но в нашей профессии, к сожалению, учителю «нельзя болеть», страдают все — и руководитель, и дети, и учитель. В один момент я просто поняла, что не могу отдаваться работе на столько, насколько она этого требует.
— И это стало переломным моментом в карьере?
— Да, это понимание стало решающим. Работа учителем требует выбора между семьей и профессией. Конечно, кто-то успешно совмещает, но скорее всего это люди с большим опытом и невероятной энергией. Я поняла, что не готова жертвовать своей семьей и маленьким ребенком ради работы, которая требует от меня 100% моего времени. При этом она не оправдывает тех эмоциональных затрат, которые тратятся на чужих детей и родителей.
— Понятно. Получается, Вы не получили ожидаемой поддержки. А жалеете, что ушли из школы?
— И да, и нет. Жалко, потому что всё-таки мне нравится работать с детьми. Хочется делиться своими знаниями, быть включенной в какую-то особую атмосферу в школе. Но, с другой стороны, кроме как работы в жизни учителя получается ничего не должно быть.
— И это естественно. Планируете ли возвращение в школу?
— Ближайшие несколько лет — нет. Наверно подожду пока подрастет немного дочь.
— Спасибо, Валерия. Надеемся, что первый не совсем удачный опыт в профессии не заставит Вас ее разлюбить.
— Спасибо и Вам. А мне хотелось бы пожелать будущим педагогам стойко держаться намеченного пути, не брать сразу большую нагрузку и уметь находить баланс между работой и семьей.
Беседовала Елена Коровина