Анна Коротченкова
Как часто авторы и журналисты слышат от заказчика или редактора: «Мне нужен хороший текст!»? Практически всегда! Но без чего текст, как бутерброд без масла? Какие ингредиенты нужно добавить в простыню из предложений и абзацев, чтобы услышать о тексте лестные отзывы? Рецепт на самом деле очень прост.
Нет такого человека, который бы хотел написать плохой текст. Но иногда непреднамеренно именно таким он и выходит. Начинающий автор думает, что иметь красивый слог достаточно для создания материала, но без качественной структуры не обойтись.
При этом угодить всем невозможно, поэтому стоит в первую очередь ориентироваться на конечного пользователя медиа продукта — потенциальную аудиторию.
Но есть советы, благодаря которым, можно создать текст, и он будет хорошим для многих, за редким исключением.
В любом произведении, будь то журналистский текст или кинокартина, должен быть конфликт. Через него раскрывается главный герой и главная тема материала. Ее в будущей статье определить несложно. Если одна сторона делает что-то такое, что создаёт помехи другой стороне, или полностью противоречит другой, то конфликт имеет место быть. Если одна сторона своими действиями таковых противоречий не создаёт, то и конфликта в материале нет.
Конфликт может быть на первый взгляд не очевиден, поскольку это не совсем то, что люди представляют в рамках этого термина. ДТП, драки, криминальные происшествия, природные катаклизмы и катастрофы — все подобные события содержат конфликт.
Мозг в автоматическом режиме поглощает и перерабатывает информацию. И на подсознательном уровне из прочитанного материала выделяется конфликт. А грамотный репортёр выносит самую суть в заголовок. Тогда читатель начинает строить догадки, предвкушает подробности и кликает по статье или покупает газету.
Кроме того, нужно определить полезность текста для читателя. Перед тем, как писать и даже сесть за составление плана, подумайте над вопросами: какую задачу поможет решить этот материал? Будет ли текст для читателя размышлением? Даст ли новую информацию, которой не пестрит интернет? Поможет ли решить какую-либо проблему?
При этом стоит отталкиваться от сути выбранной проблематики, а не пытаться угодить максимальной аудитории, иначе в итоге разбег мысли не найдёт конечного потребителя.
Иногда журналист сталкивается с заказом коммерческой статьи, где материал потенциально интересен в основном заказчику, и задача сдать на выходе хороший текст становится довольно сложной.
Профессионалы в таких случаях советуют сместить акцент с компании на людей, сотрудников. Если необходимо написать об организации, то стоит рассказывать об истории в лицах, конкретных сотрудниках. В ней должны быть эмоции, жизненные реалии. Среднестатистический читатель должен легко суметь поставить себя на место героев статьи.