Иметь в своей телефонной книге номера нужных людей для журналиста очень важно, но еще важнее и сложнее в нужный момент получить от них необходимую информацию. Порой эта задача кажется новичкам-корреспондентам совсем непосильной. Связи нарабатываются с годами, с новыми встречами, успешными интервью. При этом нужно помнить, что в основе любых отношений лежит доверие и умение расположить к себе человека. Если вы еще в начале своего журналистского пути, эти советы для вас.
1. Всегда сохраняйте номера в свою телефонную книгу. Если человек вам позвонит и вы ответите на звонок, сразу назвав его по имени и отчеству, моментально обретете авторитет в глазах звонящего. Почти каждому ньюс-мейкеру приятно быть узнаваемым и уважаемым. Кроме того это позволит быстро связаться в случае необходимости.
2. Соблюдайте временной этикет – не звоните без уважительной причины и предварительной договоренности после 18:00 и до начала рабочего дня. При этом, если сам спикер говорит, что ему удобно будет поговорить именно во внерабочее время, постарайтесь изыскать таковое и у себя, продемонстрируйте личную заинтересованность, а не работу от «звонка до звонка». В журналистике вообще так не работают, к этому следует быть морально готовым.
3. Постарайтесь не обещать многого. Конечно, соблазн такой быть может, но будет хуже, если вы пообещаете и не выполните. Поверьте, опытные спикеры знают, что из многочасового интервью может выйти материал на пять минут прочтения. Это нормально. Также не обещайте конкретных сроков. Часто бывает так, что план по выходу материала – конец недели, а случаются непредвиденные происшествия и все сдвигается на неопределенный срок.
4. Отмечайте спикеров везде, где можно. В том числе и в своих социальных сетях. Покажите, что готовы взамен его расположения тоже проявить взаимную лояльность. Не скупитесь на лайки его постам. Через себя приступать при этом не нужно и заниматься подхалимством не стоит. Но если разделяете точку зрения спикера, то почему бы и не проявить свое мнение. Еще будет уместно обсудить злободневные темы на Фейсбуке, то знайте, что это актуальный инструмент установления контакта с различными ньюс-мейкерами. Конечно же, важно оставаться собой, не придумывать себе позицию только ради того, чтобы проявить себя в комментариях под постами.
5. Старайтесь знать меру и не быть навязчивым. Обращайтесь к своим ньюс-мейкерам в действительно важных случаях. Представьте, вы ведь не единственный журналист, который хочет взять комментарий.
6. Налаживайте отношения поэтапно, не нужно стараться сразу заполонить все пространство респондента. Также не стоит набиваться в друзья. Всегда будьте учтивы, вежливы и соблюдайте субординацию.
7. Если к конкретному спикеру вам приходится обращаться довольно часто, уделите время и изучите его биографические, профессиональные данные, постарайтесь самостоятельно разобраться в теме вопросов в рамках компетенций вашего спикера.
Анна Коротченкова