Конечно же, вы знаете кто такой фотожурналист или фотокорреспондент. Это отдельная должность в редакции СМИ, этот человек отвечает за фотоматериалы. Он посещает мероприятия сам или вместе с журналистом и делает фотографии, которые затем окажутся на страницах газет и журналов, сайтах, страничках СМИ в социальных сетях.
На нашем авторском онлайн-курсе «Фотожурналистика» мы даем практические знания. Но о чём мы не говорим, так это о настройках фотоаппарата. Все эти ISO и выдержки – очень нужные «штуки» для фотографа, но говорить об этом мы не будем. Для этого есть ряд причин. Журналист и даже фотожурналист (есть такие примеры) уже может обходиться смартфоном с качественной камерой. К тому же для изучения настроек фотоаппарата или своего смартфона нужно довольно много времени, этому можно учиться бесплатно на просторах интернета и «методом научного тыка».
Для наглядности приведем пример. На уроках по основам журналистики мы не учим людей правописанию. Писать грамотно нужно и важно, но это отдельная тема и вы можете самостоятельно совершенствоваться в этом всю жизнь. Так и на курсах фотожурналистики мы не говорим о технических настройках фотоаппарата или смартфона.
В то время, когда журналист на мероприятии судорожно строчит какие-то записи в блокноте или часами расшифровывает записи с диктофона, фотокорреспондент с видом талантливого художника делает серию снимков и с чувством выполненного долга уходит в редакцию.
Порой начинающие журналисты не понимают зачем он вообще нужен (этот фотокор), ведь снимок может сделать и сам журналист. Но я был не прав. Ведь современная журналистика диктует строгие правила и требует качественных фотосюжетов. Если это возложение цветов к памятнику, то, например, нужен именно губернатор, который уже нагнулся и возлагает цветы. Если это завод по выплавке металла, необходим рабочий, который трудится возле искрящейся раскаленной печи. Журналист и без того занят на мероприятии – он слушает, смотрит, записывает, задает вопросы. Далеко не всегда он сможет сам сделать качественный снимок.
Народная фотожурналистика
Сейчас фотожурналистом может быть каждый, кто имеет фотоаппарат или мобильный телефон с камерой. В современном мире средства массовой информации любят народную фотожурналистику. Не всегда журналист и фотокорреспондент могут быстро оказаться там, где произошло что-то важное или интересное. Именно простые граждане первые фотографируют упавший самолет или распустившиеся почки деревьев посреди зимы. И эти фотографии опубликуют в СМИ и заплатят гонорары их авторам.
Можно делать хорошие фотографии на современный мобильный телефон. И это удобно — он всегда под рукой и он компактный. Но всё же мы советуем осваивать зеркальный фотоаппарат. Сейчас можно приобрести хорошую фотокамеру за относительно небольшую сумму, посмотреть видео на YouTube, разобраться с основными настойками, понять основные жанры фотожурналистики и выйти на более высокий уровень в этом деле. Чем больше вы будете знать и уметь в журналистике, тем выше будет оплата вашего труда, тем больше вы будете цениться на рынке труда, тем больше вы будете ценить себя и перед вами откроются новые горизонты возможностей.
Всё это вам пригодится в будущем в любом случае – будете ли вы работать журналистом, решите ли вы стать фотокорреспондентом или просто захотите качественно на фото запечатлеть своё путешествие в Египет.
Кстати, на фотографии, которая станет иллюстрацией к журналистскому материалу обязательно должен быть человек. Даже если это статья о конезаводе, на фото должен быть на фоне коней – конезаводчик или наездник. Если это материал, например, о производстве молока, недостаточно просто сфотографировать бутылки с продуктом, обязательно нужен человек с тетрапакетом или рабочий на фоне произведенной продукции. Конечно, есть исключения. Если речь идет о фоторепортаже, то среди 15 фотографий, скажем, две могут быть иными. Допустим, в фоторепортаже про вакцину, можно сфотографировать и медицинские пробирки.
Мы уже писали о фотожурналистике в период Великой отечественной войны и фотожурналистике в послевоенный период. Также мы рассказывали о первых российских журналистах. Можете познакомиться с этой информацией.
Работа, практика, самосовершенствование
Где может работать фотожурналист? Он может состоять в штате редакции СМИ, он может работать на фотоагентства, он может внештатно сотрудничать с разными СМИ и фотоагентствами. Также как и журналист. Грамотные фотожурналисты зарабатывают много. Правда, сейчас уже меньше, чем в прошлые годы, часть их доходов забрали «народные фотожурналисты» (очевидцы событий, которые сфотографировали и прислали фотографии в СМИ). Тем не менее, фотожурналисты всегда будут востребованы, они профессионалы и делают качественные фотографии.
Можно участвовать в конкурсах журналистских фотографий. Проводится огромное количество международных конкурсов с внушительными призами. Знание английского языка желательно, но можно обойтись Гуглом-переводчиком при оформлении заявки, а короткие подписи к свои фотоработам перевести с помощью настоящего переводчика, что обойдется недорого. Обратите внимание на сайт «Фотодепартамент», где публикуется информация о проводимых конкурсах.
Бумажные медиа (газеты, журналы) уходят, с каждым годом их становится всё меньше. А на сайтах нужны не только фотографии, но и видео. Поэтому всё чаще фотокорреспонденты снимают не только фотографии, но и видео. Они должны также хорошо разбираться в текущих событиях, чтобы выбирать актуальные темы своих фоторепортажей.
Фотожурналистика осваивается самостоятельно. Да, вам нужна теоретическая база, но основную работу нужно сделать самостоятельно. Нужно очень хотеть стать классным фотожурналистом, нужно повышать свои знания и много практиковаться, нужно ориентироваться на работы известных фотокорреспондентов и смотреть иллюстрации мировых СМИ. Не помешает даже ходить на выставки картин, чтобы повысить свою «насмотренность» и сформировать «чувство вкуса».
Главный принцип фотожурналистики: никаких подтасовок, никакой редактуры, никакого фотошопа. Нельзя усилить дым над горящим зданием, чтобы фото стало более эффектным. Нельзя прошлогоднюю фотографию выдавать за свежую. Нельзя попросить прохожего, идущего за хлебом «сыграй человека, который пришел на выборы».
Как подписать фотографии в фотожурналистике?
Немногие знают, что мало сделать фотографии, в большинстве случаев надо придумать и написать подписи к этим фотографиям, особенно если речь идет о фоторепортаже. Здесь есть свои нюансы, но их можно легко понять и использовать. Вот основные правила:
В подписи вы должны сообщать неочевидную информацию, вы должны дополнить то, что видит человек на изображении. Например, он и так видит на фото слона, а вы сообщаете дополнительные подробности: «Цирк, Рязань, 27 марта».
Не надо писать такие слова как «показан», «изображено», «вы видите», это лишнее, просто напишите что изображено на фотографии, сообщите дополнительные подробности, которые неочевидны при первом взгляде.
Не стоит начинать подпись с имени и, тем более, мало просто ограничиться именем. Начинайте с описательного слова. Например, не «Андрей Иванов окунается в прорубь», а «Оперный певец Андрей Иванов на крещенских купаниях».
Если на фотографии несколько человек и вы хотите их подписать, то обозначьте их с помощью следующего приема. Приведем пример: «Председатель общественной организации Елена Семенова (слева) и её сестра Екатерина Семенова».
Если люди на фотографии неизвестны или указывать их имена не имеет смысла, то просто обозначьте кто они. Например: «Пенсионеры ждут открытия магазина» или «Задержанные за нарушение общественного порядка».
Описывайте фотографии в настоящем времени — «марафонцы бегут», «участники судебного процесса ждут» и т.д.
В подписях к фотографиях не повторяйте то, что есть в статье. Лучше сообщите новые подробности. Если в тексте уже шла речь о том, что граница закрыта, то в подписи к фотографии сообщите что-то новое, например, «количество ожидающего транспорта растянулось на 2 километра».
И важный лайфхак: делая фотоснимки, делайте пометки в блокноте — имена, географические названия и другие детали, которые вам пригодятся при составлении описаний к фотографиям.