Многие журналисты и фотографы, выполняя свою работу в угоду трафика, а не общества, гонятся за кадрами, которые не оставят равнодушными и привлекут большое количество интернет-зевак на страницы своего издания.
Действительно, репортажи с мест трагедий, катастроф, военных действий пользуются популярностью. В такой ситуации шокирующих кадров не избежать, но все же можно отнестись с уважением к погибшим и пощадить чувства родственников.
Немного отступим от этой темы и пригласим вас на наш онлайн-курс «Фотожурналистика». На нем очень много полезной информации. Вот случайная выдержка: «В ходе любого мероприятия ищите ключевой момент, который расскажет обо всем событии. При съемке репортажа или фотоистории тоже продумывайте и ищите характерные моменты и кадры, которые расскажут о всей этой истории. Должны быть одна-две фотографии, по которым сразу всё понятно. Если, например, это экологическая акция, в ходе которой большой чиновник будет сажать деревья, то нужно запечатлеть этот момент. Он идет, сидит, курит – это хорошо, но обязательно нужен ключевой момент – погружает саженец в землю или хотя бы окучивает землю вокруг него».
Продолжим. Многие фотографы с большим опытом работы в СМИ уверяют, что куда больший эмоциональный эффект вызовет снимок склонившегося над погибшим родственника, при этом не обязательно показывать их лица, травмы, лужи крови.
Но если речь идёт о локальном случае гибели одного человека, как, например, суицид, убийство, ДТП, то публикация фотографии погибшего кажется ещё более кощунственной. И тут по иллюстрации освещаемых событий можно судить об уровне издания. Чем «желтее» пресса, тем более открыто демонстрируются кровавые подробности. Одни издатели считают, что во имя трафика нужно обязательно разместить фото трупа, но замазать кадр так, чтобы читатель не разглядел подробности. Либо погибший должен быть накрыт. Другие представители СМИ считают, что можно сыграть на заголовке, а на фото ограничиться местом трагедии.
При этом профессиональный фотограф, ещё и работая в паре с журналистом, могут найти такие детали, которые избавят читателей от шок-контента, но вызовут нужные эмоции. Будь то расслабленная рука погибшего, на которой часы и видно время, а возможно они ещё и разбились. Или это может быть разбросанные по дороге продукты, которые выронил человек, которого сбил автомобиль.
Многие избегают уже банальных снимков, где на месте гибели несовершеннолетних размешают игрушки. Однако это так или иначе вызывает эмоции у читателей.
Но кроме этических норм существуют и законодательные. Например, нельзя публиковать фото погибшего человека, взятое из социальных сетей в открытом доступе. Для этого нужно обязательное согласие родственников, а ещё лучше, если они сами предоставят фотографии. Конечно, немногие на это согласятся, особенно в момент скорби. Но это тоже одна из задач журналиста — преподнести второй стороне все так, чтобы ее заинтересовать. Важно, что это не должно быть обманом и вы действительно подготовите материал в том ключе, в котором преподнесли. Чаще всего журналисты сообщают родственникам погибших, что готовят материал в память об этом человеке. И наряду с вопросами о том, какой он был и чем запомнился, выясняют и подробности случившегося. Таким образом корреспондент получает сразу несколько тем для публикации и угодит широкому кругу аудитории.
Аналогичные правовые нормы касаются и несовершеннолетних детей. Даже если журналист пишет историю об успехах ребёнка, он должен запросить письменное разрешение на обработку персональных данных и использование фотографий.
Анна Коротченкова