В последние пару десятков лет мир сильно изменился, в основном благодаря технологиям. Интернет стал нашей повседневной реальностью и люди сейчас гораздо больше информации потребляют из онлайн-изданий, и в меньшей степени из газет и телевидения. TV еще держится на плаву, а вот с газетами и журналами произошел заметный спад. И похоже эта тенденция будет сохраняться.
И всё-таки печатные издания еще издаются, имеют свою определенную аудиторию читателей и у них даже есть шансы на жизнь в будущем. Эксперты говорят о том, что им просто нужно адаптироваться к новой реальности и немного «бить в шаманский бубен» — например, иметь свои страницы в соцсетях, проводить конкурсы и т.д.
Давайте пройдемся по основным проблемам и вызовам, которые стоят перед периодическими изданиями:
1. Во всем мире с каждым годом снижается спрос на газеты и журналы. Куда уходит аудитория — в этом секрета нет, она уходит в онлайн (интернет-издания, социальные сети). Многие читают новости на экране своего смартфона, например, в городских пабликах. Нам попадалось такое исследование: за последние 10 лет общемировой тираж печатных изданий сократился в 4 раза. Это много, но всё равно газеты и журналы всё еще играет весомую роль.
2. Не только интернет бьёт по издателям, но и растущая стоимость произоводства. Бумажная промышленность переживает свои тяжелые этапы, растет стоимость бумаги и другого сырья, доставка. Уже эти два фактора (популярность интернета, стоимость производства и логистики) похоронили немало газет, которые были вынуждены либо полностью уйти в онлайн, либо закрыться.
3. Конкуренция с онлайн-изданиями. Этот фактор перекликается с первым пунктом. Печатным изданиям сложно конкурировать с интернет-изданиями. На сайтах и в соцсетях уже рассказали обо всем, что произошло вчера и сегодня, при этом показали и на цветных фотографиях, и на видео. В это время газетчики только верстают свою газету и она выйдет, например, в пятницу. В результате читателями газет остаются пенсионеры и те, кого убедили подписаться на получение газет (чиновники, госслужащие, сотрудники некоторых крупных частных компаний).
Мы часто бываем на мероприятиях для медиаэкспертов и журналистов. И всё-таки часто специалисты говорят: не торопитесь списывать со счетов газеты и журналы. Просто нужно:
- Не гнаться за оперативностью, а делать упор на аналитику и интересные, эксклюзивные материалы. У газетчиков нет шанса преуспеть в оперативном освещении событий, но они могут готовить такие качественные материалы, которых нет в онлайн-изданиях, материалы которых неуклонно скатываются к «постам, цель которых лишь бы набрать лайки и просмотры». Длинные содержательные статьи, качественные интервью — вот что может привлекать читателей газет, в том числе интеллектуалов, бизнесменов и более взрослое поколение.
- Есть люди, для которых важно подержать бумажные листы в руках и почитать печатный текст. Экран гаджетов для них не заменит ту радость, которые они испытвают от эстетики книг и печатных изданий. Особенно это актуально для литературных альманахов и красочных журналов.
- Есть издания, которым современные тенденции не помеха. Бортовые журналы, которые читают пассажиры самолетов. Брендовые издания, такие как National Geographic. Они продолжают делать своё дело и их аудитория сильно не уменьшается.
- Гибридный вариант — хорошая стратегия для печатных изданий. То есть и печатная версия, и цифровая. При этом статьи, материалы, контент не должны просто тупо дублироваться. Они должны дополнять друг друга. Например, журналист печатной редакции написал хороший репортаж о прошедшем событии, фотожурналист сделал фотографии (которые будут использованы и для газеты, и для сайта, и для страничек в соцсетях). А еще они сняли видео, которое сотрудники онлайн-редакции превратили в несколько интересных коротких роликов. В онлайн-издании можно анонсировать интересные материалы, которые выйдут в печатной версии. Эксперы уверяют, что можно добиться эффекта синергии, то есть взаимного усиления от сотрудничества печатной и онлайн-версии издания.