Фейки, фактчекинг и пример из истории

Фейки (англ. fake — фальшивый, подделка) — это ложные новости, клевета. Они могут возникать случайно. Однако также их создают и умышленно с желанием получить финансовую или политическую выгоду.

Распространяют фейки их создатели, которые хотят достичь конкретной цели — обмануть общество. Делать это могут и обычные люди, не проверяющие информацию на достоверность. Чаще всего это дети или пожилые люди, так как они из-за неопытности плохо разбираются в медиа пространстве. В последние годы массово распространять фейки стали компьютерные боты —программы, присылающие одинаковые сообщения. Существуют даже ботофермы — группы реальных людей, пишущих и публикующих сообщения за деньги со специально созданных аккаунтов.

Раньше фейки просто забывались, теряли свою актуальность, а их авторы оставались безнаказанными. Сейчас за создание или распространение фейков может следовать даже уголовная ответственность.

Фактчекинг (англ. fact checking — проверка фактов) — способы проверки информации на достоверность и действительность. Фактчекинг является настоящей необходимость каждого медиаграмотного, то есть анализирующего и оценивающего различную информацию, человека.

Журналисту крайне важно уметь отличать истину от лжи, ведь распространение правдивой информации — это его работа.  Многие блогеры, артисты, медийные личности, обладающие авторитетом в обществе, часто публикуют фейковые новости. Они вводят людей в заблуждение, заставляют их паниковать, а сами могут как просто хотеть популярности, так действительно верить в то, о чем сообщают другим. Потеря авторитета, доверия аудитории, травля, стресс, паника — печальные последствия распространения фейков. Поэтому журналисту важно не только самому не распространять фейки, но стараться как можно быстрее разоблачать их.

Фейки в истории

Одним из самых известных фейков стало распространение новости о нападении марсиан на Америку. 30 октября 1938 года в США в эфире станции звучал радиоспектакль по роману Герберта Уэллса «Война миров». Фишкой спектакля была его стилизация под обычные выпуски новостей. Пятая часть из 6 миллионов слушателей приняла вымышленные события за репортажи. Некоторые семьи закрывалась с оружием в подвалах домов, кто-то собирал вещи и бежал из страны, другие требовали вмешательства военных.

Вскоре паника сменилась гневом на радиостанцию, на которой шла постановка. Уже в 1940 братья Уэллсы шутили над всем произошедшим со своим интервьюером в программе другой радиостанции. Сейчас историки считают, что массовой паники не было, а ситуация была популяризирована газетами в качестве обвинения радиостанций в безответственности. Одно понятно точно: если бы в историю вмешалось больше грамотных и ответственных журналистов, то тревог, волнений, непонятных последствий было бы меньше.

Полина Дмитриева