Фотожурналистика с начала своего появления непрерывно развивалась под воздействием течений и изменений общества. Современная фотожурналистика практически насквозь пропитана цифровыми технологиями, а тенденции в ней задаются прогрессом и социальными потребностями. Конечно, век скорости и высоких технологий преобразовал фотожурналистику.
В вашем мобильном телефоне много замечательных фотографий (дети, праздники, цветы, котик и многое другое) – они никак не относятся к фотожурналистике. А вот если сфотографировали последствия какого-то дорожно-транспортного происшествия или серию снимков на красочном фестивале, то это уже вплотную подходит к работе фотожурналиста.
Кстати, еще 10 лет назад чаще говорили «фотокорреспондент», а сейчас говорят «фотожурналист». Никаких отличий нет. Как и нет отличий между журналистом и корреспондентом. Все отличия надуманы и очень туманны. Можно сказать, что корреспондент – это должность в редакции, а журналист – это специальность, профессия. Вы заметили большую разницу? Мы – нет. Не зацикливайтесь на этом.
Согласно одному из небольших исследований, на которое ссылаются многие лекторы на первом курсе факультетов журналистики, выяснилось, что в 2000 году более 50% аудитории нравились фоторепортажи в онлайн СМИ, а около 40% предпочитали печатные издания. То есть уже тогда аудитория начала перемещаться в интернет-пространство.
Многие фотожурналисты говорят о том, что техника берет свое и показывает свои преимущества над человеческими возможностями. Мастерство и знания однозначно необходимы, чтобы достичь значительных успехов на этом поприще, но и без качественной современной техники сейчас никуда. Элементарно, на работу в крупное известное издание могут не взять.
Развитие современной техники позволяет оперативно отправлять снятый материал сразу на сайт или в редакцию. Что крайне важно для новостных фоторепортеров. Конечно, это повлияло на требование к современным фотографам, которые работают в СМИ. Соответственно, если технику для работы ему выдадут в редакции, то навыки по работе с ней он должен получить задолго до того, как приступит к обязанностям. Помимо материальных вложений в оборудование, от фотографа требуется постоянно совершенствовать свои знания и умения.
Например, на Олимпийских играх и других крупных событиях, где нужно максимально оперативно предоставлять данные в штабы и редакции, все фоторепортеры бывают буквально увешаны всякого рода техникой. В таких случаях на счету каждая секунда, практически, как у спортсмена.
При этом есть и противоположенное направление съемки – более глубокое, где в событие или тему нужно погрузиться с головой и фотоаппаратом. Как правило, фотограф сам инициирует съемки по определенной теме, которую досконально изучает, прорабатывает сюжет и композицию, а уже готовый продукт предлагает редакции или коммерческим структурам.
Как и раньше, к современной фотожурналистике сохранилось требование относительно емкости содержания снимка. Качественные снимки начинают часто теряться среди огромного количества тематических. Например, после концерта известного исполнителя, кадров в сети будет много у всех изданий и разных фотографов. Уникальный кадр рискует затеряться. Поэтому часто фотографы не любят подобные съемки, считая такого рода задания проходными.
Между тем, в процесс современной фотосъемки независимо от жанра и типа, могут быть включены сразу несколько типов объективов, камер, штативов, ламп. Если вы решили попробовать себя в этом направлении, запаситесь терпением и финансовым запасом.
Школа журналистики проводит онлайн-курсы не только по основам журналистики и подготовке к поступлению на журфак, но и по фотожурналистике. Прочитайте информацию об обучении на этой странице.
Анна Коротченкова, Ангелина Суворова