Фотожурналистика. Как делать качественные фотографии для новостей

Фотожурналистика — особенное направление журналистики. Интересная особенность заключается в том, что почти все пишущие журналисты фотографируют, делают иллюстрации для своих материалов и их тоже можно в некоторой степени назвать фотожурналистами. Но есть и фотожурналисты, которые полностью концентрируются на фотографиях. Но даже им приходится иногда писать описания к своим фотографиям. И порой это не просто «Астана, конгресс металлургов, 6 октября», а куда более подробные описания.

Можно даже сказать так. Журналисты, работающие в печатных и электронных СМИ, в первую очередь пишут, но еще и немного снимают фото. А фотожурналисты в основном фотографируют, но еще и немного пишут. Полное разделение обязанностей происходит только в том случае, если на мероприятии работают вместе два сотрудника редакции (журналист и фотожурналист), а это бывает довольно редко, тогда каждый выполняет только свою работу.

Визуальные образы могут вызывать более сильные эмоции, чем текст. Или, как минимум, фотографии могут отлично дополнить текст. Но надо признать, большинство иллюстраций в СМИ не несут в себе большой художественной ценности и не вызывают какие-то сильные эмоции, они лишь слегка украшают материал. Например, к тексту про начало учебного года, прикладывают снимок школьников, стоящих на праздничной школьной линейке. Но в идеальном варианте нужны сильные фотографии. Например, к  материалу о произошедшем землетрясении именно фотографии наглядно покажут весь хаос происходящего, разрушения и боль людей, потерявших своё жилье или даже близких людей.

А теперь, как обычно, как мы привыкли это делать, переходим к практическим советам:

1. Нужно четко понимать что вы хотите снять. Это должна быть либо история, либо важный момент. Может быть вы хотите сделать фотографии истории о том, как художник создает свою картину. Тогда будет серия фотографий — от момента, когда художник пьет свой утренний кофе и до итоговых штрихов по холсту на пленэре. Или вам нужен просто один важный момент, допустим, нажатие на символическую кнопку запуска нового предприятия.

В любом случае нужно погрузиться в тему, поизучать рассматриваемый вопрос. Всё в мире подобно, похожа работа журналиста и фотожурналиста. Как пишущий корреспондент вникает в  тему перед интервью или поездкой на мероприятие, так и фотожурналисту надо знать больше о том, что он будет снимать. Если это фоторепортаж о проблеме таяния ледников, то нужно почитать, посмотреть про эту тему. Если это открытие нового цеха на предприятии, то опять же надо хотя бы в общих чертах знать об этой организации и выпускаемой продукции.

2. Этическая составляющая. Умный журналист и умный фотожурналист должны чувствовать грань, которую не стоит переступать. Реальный пример: в дорожной аварии погиб человек. Неадекватный редактор просит сфотографировать гроб с телом. Зачем? Это перебор во всех смыслах. Достаточно фотографии заплаканных родственников или искареженного автомобиля. Не переходите грань морали и здравого смысла. Нужно и выполнить свою работу, и остаться человеком.

3. Никаких манипуляций и подтасовок. Не устаем повторять: никакого фотошопа, никакого управления людьми (встаньте так, улыбнитесь, возьмите в руки это и прочее). Это журналистика, вы передает событие «как есть». Даже просьба фотожурналиста улыбнуться, как это однажды сделал один человек, обратившись к продавщице, считается не самой лучшей идеей. Если она грустная, то пусть будет грустная.

4. Фотожурналистика — это и журналистика, и техническая составляющая фотографии (как у любого фотографа). Поэтому совершенствуйте свои знания как фотограф. Композиция, своточувствительность матрицы, свет, тени, «правило третей» и прочая важная хрень  — уделяйте этому внимание, учитесь, сейчас очень много бесплатной информации об этом в интернете.

5. Делайте много снимков, чтобы было из чего выбрать. Даже на небольшом мероприятии фотожурналист может сделать до сотни и более фотографий, из которых потом выберет один или несколько отличных снимков. Некоторые профи умничают, что настоящий профессионал может сделать один кадр и это будет то, что нужно. Ну может это какой-нибудь гений и самородок, а мы просто фотографируем, фотографируем и фотографируем. В серии этих кадров обязательно будут очень интересные и хорошие.

6. Не забывайте время от времени смотреть на экране вашего фотоаппарата или смартфона снимки. Иногда можно заметить что не так и что можно сделать лучше. Прямо во время мероприятия смотрите, оценивайте, делайте выводы, меняйте что-то и снимайте дальше.

7. Убирайте лишнее. Можно сфотографировать массовку со всеми этими людьми, шариками, деревьями и велосипедами. Но потом в ходе фотосъемки старайтесь находить главный объект и убирайте из кадра всё лишнее. Вот девушка в национальном костюме стоит и пьёт квас, вы фотографируете её, а рядом стоящий дедушка, возможно, совершенно не нужен. Достаточно сделать шаг влево или вправо, или просто передвинуть объектив на пару сантиметров и в кадр не попадет ничего лишнего.