Экология и устойчивое развитие

В нескольких школах города Алматы стартовал пилотный экологический проект: теперь в учебных заведениях устанавливают контейнеры для раздельного сбора отходов — бумаги, пластика и органики. Программа реализуется при поддержке акимата города, министерства экологии и ряда эко-НПО.

По данным городского управления образования, пока в проект включены 10 школ в разных районах города. По плану, если эксперимент окажется успешным, до конца 2026 года его масштабируют на все учебные заведения Алматы.

По словам Айгерим Тулегеновой, координатора проекта от организации ЭкоМост, основная цель — не только уменьшить количество мусора, но и сформировать экологическую культуру с детства.

«Мы часто слышим, что взрослые не приучены к сортировке отходов. Но если мы хотим реальных изменений — нужно начинать с детей. Школа — идеальное место», — говорит она.

В рамках программы школьников не просто просят «выбрасывать правильно». Им рассказывают о переработке, проводят интерактивные занятия, экскурсии на сортировочные станции и мастер-классы.

Первые результаты — осторожно оптимистичны. Учителя отмечают, что младшие школьники охотно участвуют, а вот со старшими — сложнее: «у них уже есть привычки, и не всегда хорошие», — говорит педагог 72-й школы в Наурызбайском районе.

Родители, по словам администрации, в целом поддерживают инициативу, но просят «поменьше теории и побольше практики».

По наблюдениям активистов, за первый месяц количество выбрасываемой бумаги и пластика в этих школах сократилось в среднем на 30%, так как часть отходов уходит на переработку.

По данным Минэкологии Казахстана, в стране ежегодно образуется более 5 миллионов тонн твёрдых бытовых отходов. Из них перерабатывается только около 20%. Раздельный сбор — один из самых эффективных способов изменить ситуацию, но его внедрение идёт медленно.

Алматы считается одним из самых «экологически прогрессивных» городов Казахстана, и проект в школах — очередной шаг в этом направлении.

Пилотный проект по раздельному сбору мусора в школах — пример того, как системные экологические изменения могут начинаться с малого. Это не только про баки и сортировку. Это — про новую культуру, которую формируют с раннего возраста.

Хочется надеяться, что инициатива не останется разовой акцией, а перерастёт в устойчивую программу по всей стране. Ведь научить детей заботиться о природе — значит изменить будущее.

Варвара Наумкина