Лид (на изображении отмечен цифрой 1)– это первый абзац журналистского материала. Это краткий текст, который располагается между заголовком (подзаголовком) и основным текстом. Как правило, лид сообщает суть материала, самые главные подробности. Но бывают и другие лиды — интригующие, цитатные и т.д.
Печатается лид, как правило, жирным шрифтом. Задача лида заключается в том, чтобы зацепить внимание читателя, вовлекая его в дальнейшее чтение. Как правило, лид отвечает на вопросы «что?», «кто?», «где?», «как?».
В самом начале своего журналистского пути мы рекомендуем писать лиды, в которых кратко даётся самая важная информация. Такой лид хорош и для печатных и для интернет-изданий. Позже вы сможете поэкспериментировать и с другими видами лидов.
Наши студенты нас спрашивают: «есть разница в лидах для газет и интернет-изданий?» Большой разницы между видами СМИ нет. Если в заголовках есть четкое отличие между печатными и интернет-изданиями, то в лиде его практически нет. Повторим на счет «цепляющих» и необычных заголовков: мы бы не советовали вам сильно на этом концентрироваться. Лучше дать людям четкую и качественную информацию, а не увлекаться созданием интриги в лиде.
Что такое врезка (на изображении отмечена цифрой 2)? Врезка – это элемент композиции журналистского материала, обособленно расположенный в начале, внутри или внизу газетной полосы. В интернет-изданиях используется редко, часто применяется в газетах и почти всегда в глянцевых журналах. Представляет собой краткое пояснение, яркую цитату, комментарий, вывод или таблицу, вынесенные в рамку или набранные отличным от основного текста шрифтом.
Виктория Педан, Евгений Захаров