Из курса TOL Media Academy «Беспристрастный взгляд: улучшение освещения проблем этнических и других меньшинств» — Мир людей разнообразен, этим и интересен

Журналистом может стать каждый. Проект «Школа журналистики» и «Молодежный центр реконструкции и развития» приглашают вас пройти дистанционный курс «Практическая журналистика». Вся информация есть на главной странице этого сайта.

Исторически сложилось так, что все страны Центральной Азии являются полиэтническими. Во времена Советского союза все нации и национальные группы объединялись под лозунгом «коммунистического интернационализма», и любые проявления межэтнических разногласий и конфликтов пресекались на корню ещё на ранней стадии .

Но позднее тоталитарный, коммунистический режим начал давать сбои, и в разных точках этой могучей державы вспыхнули кровавые конфликты на межэтнической почве. Примерами могут служить кровавые резни между казахами и чеченцами в Казахстане, узбеками и турками-месхетинцами в Узбекистане, кыргызами и узбеками в Кыргызстане, кыргызами и таджиками в конце 80-х и начале 90-х годов прошлого века. Если пролистать и проанализировать страницы СМИ тех дней, то можно легко удостовериться, какую значительную роль они сыграли в эскалации напряжения.

После обретения независимости в начале 1990-х, в бывших советских государствах появилось понятие «титульная нация», что само по себе подразумевало превосходство многочисленной нации над другими национальными меньшинствами. Хотя Конституция и законы всех пост-советских стран провозглашают абсолютно равные права и полномочия для всех без исключения этнических групп, тем не менее, на практике получается так, что многочисленные группы имеют превосходящее положение почти во всех областях общественной,политической и экономической жизни.

К примеру, возьмём Конституцию Кыргызстана, одна из статей которой гласит: “В Кыргызской Республике все люди равны перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации, ущемлению свобод и прав по мотивам происхождения, пола, расы, национальности, языка, вероисповедания, политических и религиозных убеждений или по каким-либо иным обстоятельствам личного или общественного характера” .

Надо сказать, что такая же по сути своего содержания статья имеется в конституциях всех стран Центральной Азии. Более того, права нацменьшинств защищены международными конвенциями, которые ратифицированы всеми пост-советскими государствами. Достаточно упомянуть о Декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим,религиозным или языковым меньшинствам.

Тем не менее во всех постсоветских государствах представители нацменьшинств очень мало представлены в органах государственного управления, а если представлены, то на тех уровнях, где почти не принимаются решения или нет реального влияния на их принятие. В этих странах малые этносы смирились со своим положением и предпочитают воздерживаться от активного участия в общественной и политической жизни, лишь обозначая своё присутствие в дни различных празднеств проведением культурно-зрелищных мероприятий.

Отсюда в обществах региона прочно укоренились стереотипы о том, что только «титульная нация» в ответе за всё происходящее в государстве и, стало быть, без всякого сомнения, вправе обладать главенствующим положением, а все остальные нации должны воспринимать такое положение вещей как неизбежную данность и безропотно подчиняться воле судьбы. И эти стереотипы находят своё красноречивое отражение на газетных страницах, экранах ТВ и в радиоэфире: вопросы межэтнического характера в этих странах освещаются журналистами во многих случаях в угоду «титульной нации».

Таким образом, можно сказать, что общества в центральноазиатских государствах все еще пребывают в состоянии«националистического настроя», начавшемся на волне независимости в начале1990-х, но как долго это может продолжаться? Должны ли мы, журналисты, равнодушно наблюдать за этими процессами и ждать первых вспышек недовольства со всеми остальными?