Как написать заметку

как написать заметкуЧтобы написать свою первую информационную заметку, нужно ясно представлять, что она из себя представляет. Важно понимать необходимость новостного повода (в заметке должно быть описано свежее событие) и знать структуру хорошей журналистской заметки.

Итак, информационная заметка — это короткое сообщение о произошедшем событии. В ее основе — определенный факт или событие. Задача журналиста — максимально коротко, ясно и точно осветить это событие. Ставится определенный вопрос, на который нужно ответить. Важно, что в данном жанре нет субъективного мнения, также как и эмоциональной окраски. Мысли должны быть изложены четко и понятно, текст должен быть нейтральным и небольшого размера, с гораздо меньшим количеством подробностей по сравнению, например, со статьей.

Помните о требованиях, которые должны соблюдаться при написании заметки. Первым делом идет заголовок. Это такая же важная часть, как и другие, поэтому на нее тоже стоит обратить внимание. Заголовок — важная составляющая. Читатель прежде всего цепляется взглядом за название, поэтому оно должно заинтересовать, поставить четкий вопрос, на который текст заметки так же четко должен ответить. Иногда есть смысл использовать подзаголовок. Это тот случай, когда нужно более широко осветить вопрос, более распространенно рассказать идею. Его используют далеко не всегда.

После заголовка идет одна из самых важных частей — лид. Им ни в коем случае нельзя пренебрегать. Это первый абзац всей заметки, именно по лиду читатель решает для себя, интересна ему эта тема или нет, будет ли он читать или пролистает дальше. В нем коротко раскрывается основная тема, обозначается то, о чем пойдет речь дальше, ставятся конкретные вопросы. Однако никаких лишних подробностей в нем нет. Если вы посмотрите заметки крупных информационных порталов, то убедитесь, что все они используют лид.

Далее идет сам текст. Перед написанием журналист должен поставить перед собой три вопроса и максимально коротко и емко на них ответить: » что произошло?», «где произошло?» и «когда произошло?».  Читая вашу заметку, человек без особого труда должен найти ответы на эти вопросы. Не стоит задаваться вопросами  «почему» и «как», не рассматривайте в тексте новостной заметки причины и последствия. Читатель быстро знакомится с такими заметками, старайтесь уложиться в минимальное количество слов.

Если соблюдать данную структуру, поделив заметку на три блока: заголовок, лид, основная информация — получится все сделать правильно. Да, еще можно в самом конце добавить бэкграунд — это предыстория события, какие-то дополнительные подробности из прошлого. Как видите, написать заметку не так уж и сложно.

Анна Герасимова

Узнать подробнее об онлайн-курсах Школы журналистики можно на главной странице