Анна Коротченкова
Самое болезненное для любого автора — это критика. Так уж устроено хрупкое творческое сознание. Человек пишет для аудитории, именно они и становится судьями конечного продукта. Аудитория бывает разношерстная, а значит не все воспримут творчество так, как задумывал автор. Тем не менее, критика может стать лучшим учителем, если не закрываться от неё, а воспринимать правильно.
Критика бывает обоснованной и нет. Творчество всегда будет субъективным. Конечно, здесь речь не идёт о новостях и фактах. Нужно помнить, что каждый человек имеет право на своё мнение, его можно принимать или входить в оппозицию. Но второй вариант точно не пойдёт на пользу профессиональному росту. В этом ключе критика может быть циничной и в то же время бесценной.
Если читатель вышел на контакт с автором и завязал спор, то задача писателя превратить его в беседу. В споре всегда можно выделить проигравшего и победителя, а беседа — всего лишь обмен мнениями. Не стоит автору поддерживать конфронтацию, нужно подобрать слова, чтобы смягчить диалог.
Однако многие авторы считают делом чести защитить свою статью, у некоторых такая защита включается на уровне инстинкта. При этом, если вообще не реагировать на критику, можно уйти в себя, потерять интерес к работе, понизить свою профессиональную самооценку. Опять же, если грамотно выстроить диалог, можно завоевать некий авторитет в глазах тех, кто, как и автор, разделяет мнение, отражённое в статье.
Как вариант поддержания конструктивного диалога — аргументированное обоснование своей позиции. Стоит объяснить оппоненту, почему вы, как автор, использовали те или иные факты, почему интерпретировали их так, а не иначе.
Например, читатель или редактор, могут сказать: этот материал слишком короткий, мне не хватило деталей, описаний, можно было добавить ещё второстепенного героя, раскрыть ещё одну параллельную тему. А другие, наоборот, поблагодарят за краткость, отсутствие лишних деталей.
Бывает и так, что критика вызвана некой личной неприязнью. Тогда по своей сути она не обоснована. Нападки такого характера вообще не стоит брать в расчёт. А вот на любой другой нужно учиться.
Есть несколько советов, как использовать критику в своей практике.
- Вспомните последний из раскритикованных материалов. Что вас особенно задело? Выпишите аргументы, которые вы бы использовали в диалоге с оппонентом уже на «холодную» голову.
- Просмотрите свои старые материалы. Что бы вы сами подвергли критике? Займите позицию оппонента и напишите все, что думаете автору.
- Не отвечайте на критику сразу, дайте себе время остыть. Когда будете готовы, вступите в диалог.
- Не бойтесь говорить о трудностях. Если критика «прилетела» от редактора, то всегда можно по-человечески объяснить, почему вы написали так, а не иначе.