Новостная заметка — база журналиста

Бывают разные жанры журналистских материалов. Но подавляющее большинство текстов, которые публикуются на новостных порталах, в информационных агентствах и газетах – это заметки, еще их называют «информационные заметки» или «новостные заметки». С них и надо начинать учиться писать. Гораздо меньше текстов в СМИ других жанров (интервью, репортаж и другие).

Начинать мы советуем с чтения СМИ. Читайте и присматривайтесь к заметкам, обращайте внимание на все детали — какие используются заголовки, как оформляются цитаты, что пишут в начале и в конце. Порой на написание новостной заметки журналист тратит очень мало времени и она объемом едва превышает 2-3 небольших абзаца текста.

Журналист после её написания с чувством выполненного долга идёт пить чай и приплюсовывает к своему доходу еще один гонорарчик. Откуда он взял информацию для заметки? Есть два пути – сверхлегкий и посложнее. Он мог просто получить от госорганов или коммерческих организаций пресс-релиз (это информация для журналистов), выбрать из него самое важное и всё. Или журналист сам был на описываемом мероприятии и написал текст из того что увидел и услышал.

Вот некоторые простые, но довольно эффективные советы. При написании новостных (информационных) заметок рекомендуют следовать таким принципам:

Ясность (текст должен быть понятным) и краткость (та самая, которая сестра таланта). Стремитесь к простоте и краткости в своих заметках. Используйте простой и понятный язык (ваша целевая аудитория должна легко понимать о чем идет речь, даже если это очень старенькая бабушка), избегайте сложных конструкций и сложных терминов.

Заголовок. Составляйте информативный, не очень длинный, привлекательный для читателя заголовок, который кратко передает основную суть новости. Не обманывайте читателя заголовком. Считается, что он должен быть лаконичным (кратким), но при этом интересным для читателя.

Пирамида обратного порядка (чаще говорят «перевернутая пирамида»). Применяйте принцип перевернутой пирамиды при написании заметок — самое важное идёт сверху, а потом следует менее важное. Еще раз проговорим эту мысль: самую важную информацию сообщайте в начале, а затем постепенно переходите к менее значительным деталям и подробностям.

Короткие абзацы. В любой журналистском тексте, не только в заметках, пишите короткими абзацами, делите текст примерно по смыслу. Так вы облегчите чтение и понимание написанного, читатель это оценит. Каждый абзац должен содержать какую-то конкретную одну мысль или идею.

Объективность и точность. Старайтесь быть объективными, не навязывайте своё мнение, точно передавайте описываемое событие. Проверяйте все даты, факты, имена. И, конечно, используйте надежные источники информации. Сайт городской администрации или пресс-служба крупной коммерческой организации — это надежно, ваш сосед — к сожалению, нет.

Убирайте всё лишнее. Отсекайте ненужное, пусть останется самое главное. И надо убирать слова и фразы, которые не несут никакой особой смысловой нагрузки. Их много — «как мы писали ранее», «хотелось бы отметить» и прочие. Старайтесь выражать свои мысли кратко и содержательно.

Избегайте субъективных комментариев. В новостной заметке надо быть аккуратными с ними. Пример: построена новая школа, вы сообщаете об открытии. Но среди местного населения, возможно, есть человек, которые категорически против новой школы. Едва ли его мнение нужно включать в текст заметки. Ограничьте использование субъективных мнений, сосредоточьтесь на предоставлении фактов и проверенной объективной информации.

Обратите внимание на завершение (конец заметки). Используйте краткое заключение или бэкграунд (предысторию описываемой новости). Можно очень кратко подвести итоги и дать читателю понять какие могут быть последствия или перспективы после описываемого события.