Пресс-конференция – это встреча пресс-секретаря и представителей организации с журналистами, в ходе которой сообщают какую-то важную информацию, вручают пресс-релизы и отвечают на вопросы журналистов.
Брифинг – это короткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу, в ходе которой, как правило, кратко устно журналистам передают информацию.
Пресс-конференция может быть, например, на тему предстоящей борьбы полиции с наркопреступностью. А брифинг, например, проводится на тему изъятия крупной партии наркотиков, то есть рассказывают об одном отдельном эпизоде.
Еще надо знать, что такое пресс-подход. Так называется выход спикера к журналистам. Например, когда в ходе форума какой-то важный политик или эксперт подходит к группе журналистов, чтобы ответить на их вопросы – это пресс-подход. Пресс-служба заранее планирует проведение пресс-подхода и уведомляет об этом журналистов. А если вы планируете поступить на журфак, то в ходе редакционного задания на вступительных экзаменах если вы скажете «также я планирую взять комментарий у такого-то эксперта в ходе пресс-подхода на ближайшем мероприятии», то это будет очень круто.
Здесь стоит рассказать об аккредитации. Аккредитация – это процесс подтверждения того, что журналист такого-то издания будет допущен и будет присутствовать на каком-то мероприятии. Бывают мероприятия, на которые не требуется аккредитация. Например, если проходит концерт, выставка или семинар, то, как правило, аккредитация не нужна. Но если это серьезное мероприятие (например, круглый стол в МВД или какой-нибудь съезд политологов) и пресс-служба хочет точно знать кто из журналистов будет на мероприятии, то они просят аккредитоваться. В этом случае им нужно сообщить свои данные, как правило, это ФИО, название СМИ, номер служебного удостоверения. Если просят аккредитоваться, то нужно аккредитоваться, иначе могут на мероприятие не пустить. Особенно этим грешат «силовики» — полиция, спецслужбы, военные.
Получив пресс-релиз и раздаточный материал от пресс-службы, и получив от них комментарии, вы не обязаны писать исключительно позитивный и нахваливающий материал. Журналист должен быть объективным. Но нужно чувствовать грань, «золотую середину», ведь вам еще с ними работать, получать от них информацию и поэтому нужно сохранить доверительные отношения.
Внесем немного веселых ноток. Хотя работа журналиста бывает сложной и порой возникают разные проблемы, но позитивных моментов больше. Пресс-службы разных организаций заинтересованы в журналистах, нас приглашают на разные мероприятия, в том числе на очень интересные. Например, когда тренер Школы журналистики работал руководителем корреспондентского пункта, то участие в фуршетах, заграничных пресс-турах и бесплатных концертах было неотъемлемой частью работы. В начале недели за счет организаторов слетать в Китай, а в конце недели «потусоваться» на приеме в посольстве Франции – было также естественно, как и писать статьи.
В ходе обучения в Школе журналистики на курсах по подготовке к журфаку, наши ученики примеряют на себя разные роли. В том числе работают пресс-секретарями. Мы предлагаем им следующее задание: нужно подготовить небольшое информационное сообщение о проходящих курсах. Какую-то информацию они могут взять с сайта Школы журналистики, вопросы можно задать тренеру и координатору нашей организации. При этом предупреждаем, что текст должен быть уникальным, то есть просто скопировать из интернета нельзя, обязательно нужно переписать своими словами.