Анна Коротченкова
Как писать новости? Этим вопросом задаются многие начинающие журналисты. Пожалуй, для новостной журналистики меньше всего требуется литературный талант, а язык формируется по мере того, как набивается рука в потоке написания новостных заметок. Профессионалы говорят, что научиться писать новости может каждый — было бы желание. А если таковое есть, то следуя простому алгоритму можно быстро освоить это ремесло.
Самая известная и востребованная схема написания новостей — «перевёрнутая пирамида». Ее разработали ещё в 19 веке и в наши дни данная схема продолжает быть актуальной. Историк Дэвид Миндич полагает, что первым такую схему использовал журналист Associated Press в новости о покушении на Авраама Линкольна весной 1865 года. В основе такого способа передачи информации лежит краткость и скорость получения новостных сведений. По аналогии с телеграфом, люди старались передать информацию емко и сжато, без лишней воды.
Новостная статья или заметка должна содержать ответы на шесть важных вопросов:
- Кто главный герой данной новости?
- Что произошло?
- Где произошло?
- Когда это произошло?
- По какой причине это произошло?
- Как сложились обстоятельства, что это случилось?
В «перевёрнутой пирамиде» наверх помещают большим пластом самую значимую информацию. И по нисходящей располагают подробности по степени важности от большего к меньшему.
В основной части блок, как правило, содержит цитату. Это оживляет новость и делает ее более достоверной в глазах читателей. Однако далеко не все корреспонденты используют прямую речь в новостных заметках. Это во многом зависит от стандартов издания и их уровня.
В конце материала зачастую дают уже развёрнутый комментарий спикера, который если не может пролить свет на произошедшее, то высказывает своё профессиональное мнение. В качественной журналистике принято в публикации отражать мнение нескольких сторон, если речь идёт о некой оппозиции или происшествии, где может присутствовать субъективная оценка и конфликт.
В конце новости располагается так называемый «бэк», который более развёрнуто описывает предысторию новостного повода. Чаще всего интернет-издания ставят гиперссылку на прошлый материал на глагольные конструкции, чтобы побудить читателя ознакомиться с предыдущей новостью.
В копирайтинге также используют схему перевёрнутой пирамиды, несмотря на то, что коммерческие тексты сильно отличаются от новостных. По такому принципу авторы распределяют ключевые слова и фразы — насыщают верхнее основание и постепенно уменьшают их количество к нижней верхушке. Многие делят пирамиду на три части: в первой части задача копирайтера — привлечь внимание, во второй — заинтересовать подробностями, а в третьей — побудить к действию.
Поскольку копирайтеры ориентируются на технические задания исходя из количества знаков, «пирамида» позволяет помочь читателям вычленить важную для них информацию. Некоторые профессионалы копирайтинга считают, что нет необходимости «изобретать велосипед», и стоит пользоваться уже готовыми рабочими конструкциями.