Анна Коротченкова
Блеснуть своими навыками и талантами хочет любой журналист, который идёт на собеседование, но удаётся произвести хорошее впечатление единицам. Парадоксально, но зачастую опытные и одаренные люди не могут раскрыться и правильно преподнести себя. Самопрезентацию называют искусством, и если даром красноречия вы не обладаете, всегда есть возможность этому научиться.
Многие застенчивые люди часто слышат, что они не умеют себя подать. Виной тому может быть и заниженная самооценка, и недостаточные знания о самом себе. Иногда авторы не могут оценить себя со стороны, а удачные тексты расценивают, как должное. Это ведь их работа.
Существует ряд советов, которые помогут научиться подавать себя правильно и, как это обычно говорят — продавать себя работодателю.
1. Отбросьте все, что думали о себе раньше и попробуйте объективно оценить весь предыдущий опыт. Как будто это писали не вы, а кто-то другой. Не скупитесь на прилагательные при характеристике своих работ. Журналист высокого уровня знает одинаково хорошо и свои недостатки, и свои достоинства. Говорить только в положительном ключе тоже не всегда уместно. Если вы признаете свои слабые стороны, значит сможете в последствии над ними поработать.
2. Возьмите лист бумаги, начертите два столбика. В левом запишите свои плюсы, в правом свои минусы. Постарайтесь набрать не менее 15 тезисов на каждое качество. При желании копнуть глубже, рядом с отрицательными качествами укажите возможные варианты их проработки.
4. На собеседовании старайтесь не посыпать голову пеплом и более мягко представлять свои так называемые зоны роста. Попробуйте говорить о них в контексте особенностей, опустив недостатки. Например, если вы часто не укладывайтесь в дедлайны из-за нерасторопности, представьте это в другом свете. Якобы вы кропотливо выполняете все поставленные задачи, выверяете каждую букву в своём тексте и поэтому иногда требуется больше времени. Конечно, после такого заявления, стоит над этим хорошенько поработать.
5. Побудьте немного высокомерными. Представьте, что выпили зелье уверенности в себе и перед зеркалом расскажите о своих качествах и заслугах так, как будто от этого зависит получение многомиллионного гранта. Запомните это ощущение и постарайтесь его воспроизвести на собеседовании.
6. Отточите свою мимику и жесты. Не размахивайте руками и усмирите активную жестикуляцию. Старайтесь давать эмоциональную окраску своей речи выражениями и интонацией без помощи рук. Старайтесь вести себя расслабленно, но не вальяжно.
7. При подготовке портфолио перечитайте все материалы и выделите самые сильные стороны работ. Проговорите все вслух в качестве репетиции. Говорите о своих статьях так, как будто им уже дали высокую оценку.
8. Смотрите в глаза собеседнику, старайтесь не опускать глаза, реагируйте даже на сказанное оппонентом в утвердительной форме — кивайте, дайте понять мимикой, что воспринимаете речь представителей издательства.
Повышайте свою самооценку. Собирайте и просматривайте свои лучшие материалы. Совет тем, кто пришел в журналистику из других сфер: поищите информацию об известных журналистах и убедитесь, что самые крутые журналисты не имеют журналистского образования. Ведите свой блог, инстаграм и т.д., наберите много подписчиков. Сотрудничайте дистанционно с другими изданиями, публикуйтесь внештатно в крупных изданиях. Никому не подражайте из числа рядом работающих журналистов. У вас должен быть свой стиль работы и свой стиль текста. Например, я не люблю звонить спикерам, я пишу им в мессенджерах и социальных сетях. И мне всё равно, что другие журналисты так не работают. Постарайтесь кайфовать от своего стиля работа, находите свои приемы в работе.
Ваши советы помогли на собеседовании. Но пока работу не нашла, продолжаю поиски и пишу как фрилансер. Три года была в декрете, писала внештатно, тоже зарабатывала, несмотря на маленькую лялю. Журналистика — одна из немногих профессий, в которой можешь заработать даже если заболел или в декрете, или оказался в другом городе.