Анна Коротченкова
Феномен журналистики изучают со дня ее зарождения. Понятие этого термина происходит от французского слова journal – дневник и латинскому jour – день. Отчасти поэтому журналистику изначально ассоциируют с новостями, а как следствие с прессой и журналами. С молниеносным развитием интернета, СМИ превратились еще и в источник массовых коммуникаций, то есть циркуляция информации стала многосторонней и передатчик сообщения может получить обратную связь.
Не все профессионалы могут с ходу ответить на вопрос о различии средств массовой информации и средств массовой коммуникации. При том, что в данной ситуации можно сказать, что СМИ и СМК понятия одной плоскости, поскольку первое является частью второй структуры. Проще говоря, СМК подразумевает обмен информацией, а не только ее распространение.
СМК помимо СМИ включают в себя еще много социальных каналов: школы, университеты, неформальное общение компании, рабочий коллектив и тому подобные примеры.
СМК не обязательно должны иметь определенную структуру и организацию, чтобы осуществлять свою функцию. В то время, как СМИ – это организация, например редакция, или блог, приравненный к СМИ по закону.
Пресса, радио, телевидение распространяют информацию о событиях, а средства массовых коммуникаций распространяют знания, любую информацию, и без определенного повода и привязки к чему-либо. Также отличает СМК и отсутствие периодичности распространения сведений. Например, слухи могут распространять не организованно и без участия деятельности профессионалов. В России средства массовой коммуникации — это больше про рекламу и связи с общественностью.
Массовая коммуникация отличается от групповой количественным аспектом, что порождает потребность к изысканию новых и качественных каналов передачи информации. Они измеряются количеством тиражей, дальностью и способами передачи информации.
На функционирование СМК влияют: социальная значимость передаваемой информации, аудитория, техническое обеспечение для передачи информации.
СМК характеризуют определённые признаки:
- Общение крупных соцгрупп;
- Обеспечение средствами, которые обеспечивают коммуникации, вариативность этих средств и возможность выбора;
- Публичность, актуальность;
- Стихийность, зачастую анонимность, массовость, иногда разрозненность.
Американский политолог Гарольд Лассвелл выделяет функции массовой коммуникации:
- Регулирующая — воздействие на познавательную функцию аудитории с помощью обратной связи;
- Информационная — обозрение происходящего вокруг;
- Культурологическая — преемственность культурного наследия;
- Развлекательная.
Средства массовой коммуникации — это и каналы, которые распространяют информацию на расстоянии массово. К их техническим средствам относят: СМИ, средства массового воздействия, которые носят развлекательно-познавательный характер (театры, кинематограф, перформансы), техническая аппаратура (телефон, почта, компьютер).