От гнета к свободе слова: 4 теории прессы

микрофон и газеты

Владимир Познер говорит о “коридоре свободы”. В любой стране есть цензура и контроль, но в одной стране этот “коридор” очень узкий, а в других более свободный.

Анна Коротченкова

Пресса бывает разная и не стоит всех чесать под одну гребёнку. А причины этому стоит поискать в истории развития журналистки. Многие теоретики считают, что пресса исторически формировалась, исходя из особенностей общественно-политического строя своего государства.

Также влияют и другие факторы: состояние экономики, степень диктатуры правительства, уровень культуры, образованности общества. В целом они образуют систему, которая в совокупности с другими общественными критериями формирует концепцию журналистики.

По мере развития государств, появляется необходимость в понимании массовых коммуникаций и в отождествлении реальных процессов общества с некой теоретической частью.

Теоретики Фред Сиберт, Уилбура Шрамм и Теодор Питерсон в книге «4 теории прессы» описывают как раз явление, когда пресса принимает форму и концепцию социально-политического устройства страны. Описанные ими классификации  признаны в теории журналистике. Каждая теория описывает роль прессы в каждом из типов государств. Примечательно, что они применимы и актуальны для современных типов СМИ.

Авторитарная теория

Зародилась она в XVI и XVII веках в Англии на фоне монархического правления. Пресса служила на благо правительства. Главная ее задача – оказывать информационную поддержку государства.

Правительство запрещало критику в свою сторону и имело монополию на управление прессой. Чтобы осуществлять журналистскую деятельность, требовалось специальное королевское разрешение-патент. Пресса подвергалась жесткой цензуре.

Либертарианская теория

 Как и следует из названия теории, поход к СМИ более лояльный. Теория основывается на философии либерализма, которую приняли в Англии, затем в США после 1688 года. При этом, издательства должны находиться в частной собственности и свободно конкурировать друг с другом. При этом, ограничения все же есть: запрещено наносить урон репутации и распространять непристойные материалы. В середине XX века большая часть развитых государств придерживалась  именно этой теории. Ее задачи: информирование, развлечение, продажи, контроль политики. Владеть и управлять СМИ может любой человек, у кого есть на это деньги и желание.

Социальная теория (она же теория социальной ответственности)

Распространилась данная теория в США в XX веке. Пресса чувствует себя свободно, цензура не допускается, при этом ее материалы контролирует само общество. Новости подаются вне субъективных оценок. При этом, возможно выражать мнение редакции в пометках и комментариях. Свобода прессы регламентирована уставами, а ее дозволенность ограничивается нормами журналистской этики. Пресса призвана информировать, развлекать, продавать. А конфликты и споры выносятся лишь в формате обсуждения.

Советская теория медиа (она же советская тоталитарная теория)

Она характеризуется полным подчинением прессы коммунистической партии в СССР.

К управлению СМИ допускаются лишь члены партии, соответственно любая политическая критика в адрес партии строго запрещена. При этом, сами предприятия СМИ находятся в собственности общественной. Среди задач прессы: поддерживать социалистический строй и диктатуру партии, нести ответственность перед пролетариатом, надзор за политическими и экономическими действиями правительства. В ее основе лежит марксистско-ленинско-сталинское учение с примесью идей Гегеля и русской философии XIX века.

Мы есть в Инстаграме - каждый день полезная информация, конкурсы, книги и многое другое, подписывайтесь:

Один комментарий

  1. Сергей Барановский

    Студенты часто спрашивают нас о свободе слова и о том, почему в разных СМИ одни и те же события подают “под разным соусом”. Как сказал Владимир Познер, в любой стране есть «коридор свободы», в рамках которого СМИ могут писать и говорить. Только в странах бывшего СССР этот коридор очень узкий, а, например, в США и Европе этот коридор заметно шире. Во-первых, есть личное субъективное мнение и многие российские журналисты будут отстаивать свою правду, а иностранные — свою. Во-вторых, есть политика того или иного СМИ — у одного СМИ пророссийская позиция, у другого — прозападная и т.д. В-третьих, СМИ и журналисты боятся выйти за предел дозволенного коридора, опасаются увольнения, давления и других негативных последствий. В таких условиях приходится работать. 

Comments are closed.