Фейки и фактчекинг

фейки фейк фактчекинг фактчекер фэйкВ ходе обучения на наших онлайн-курсах мы уделяем много внимания основам практической журналистики и учим приёмам фактчекинга. Ниже приводим определения понятий фейк и фактчекинг, а также объясняем почему эту тему важно понимать журналистам, устами наших студентов.

Василиса Невзорова: «Что такое фейк? В наше время этот термин больше относится к интернету. Фейк — ложь. То есть, какая-то неверная информация. Например, есть фейковые новости или фотографии.

Фейки начинает распространять заинтересованное лицо, которому на руку то, что остальные будут обмануты. Также, с самого начала опубликования информации, она может быть достоверна, но переходя из уст в уста, становится недостоверной, так как кто-то может что-то забыть, убрать или добавить.

Фактчекинг — проверка достоверности информации. То есть, правдивая ли она. Фактчекинг может проводиться многими способами.

Почему журналисту важно отличать правду от подделок? Журналист выступает проводником между массой и каким-либо событием, человеком и так далее. От того, какую информации он донесет до людей будет зависеть многое. Поэтому важно, чтобы информация была достоверной и понятной. Это основная задача журналиста».

Дарья Кунгурова: «В журналистике фейк – это ложная, недостоверная информация, выдаваемая за правду. Сюда могут относиться поддельные фото, искажённые или выдуманные сведения о каких-либо событиях и т.п.

Фейки могут создаваться определёнными пользователями социальных сетей, которые хотят повысить просмотры и посещаемость, или просто шутниками, которым нечем заняться. А распространение эти ложные новости получают за счёт обычных пользователей, которые не могут распознать недостоверную информацию и делятся ей со своими знакомыми, друзьями, коллегами, которые, в свою очередь, продолжают эту «цепочку».

Фактчекинг – проверка информации, которую мы получаем из разных источников, с целью убедиться в её достоверности. Подобный контроль предотвращает непреднамеренное распространение фейков и помогает оперировать только достоверной информацией.

Журналист сообщает людям о происходящих событиях и в какой-то мере формирует общественное мнение, поэтому ему важно уметь отличать правду от фейка, чтобы не вводить свою аудиторию в заблуждение и не терять её доверия».

Дарья Пахомова: «Фейк — это фальшивая новость, ложь или любая дезинформация, то есть информация, по факту не соответствующая правде. Ее могут распространять как в интернете, так и офлайн. Создаются такие новости с целью ввести в заблуждение о чем-либо и получить из этого последующую финансовую или иную выгоду. Простыми словами, фейки — это лживые новости, которые создают злоумышленники, преследующие собственные цели, в том числе опорочить или выставить в дурном свете человека, компанию, организацию или событие.

Как известно, фейки распространяются быстрее правдивых новостей. Все дело в том, что человеческая психология устроена так, что каждый из нас думает о волнующей проблеме, представляет самые худшие ее исходы. Объясняется это тем, что человек заранее пытается простроить планы по решению своих гипотетических проблем. Так, когда человек видит фейк-новость со страшным заголовком, он не анализируя принимает ее за правду.

Фейки распространяют, во-первых, те, кто является их создателями. Во-вторых, распространяют их на большую аудиторию, зачастую сами читатели. Они рассказывают о прочитанном друг другу, пересылают ссылки, публикуют их на своих страницах, повышая тем самым количество читателей этих фейков. К сожалению, чаще всего, распространение фейков — это следствие паники, а не ее причина. Люди ждут любую информацию о произошедшем, и получая фейки неосознанно делятся ими.

Фактчекинг — это проверка и анализ фактов, которые попали в ваши руки. Важно, что этим инструментом должны уметь пользоваться не только журналисты и работники СМИ. А все люди, принадлежащие ко всем профессиям и возрастным категориям. Человек не должен и просто не может позволить себе верить в любую прочитанную им новость. Зачастую так и происходит: читатель видит информацию, которая удовлетворяет его ожидания и автоматически считает ее настоящей, но это может бы с точностью наоборот. Поэтому важно проверять всю сомнительную и слишком приятную или наоборот пугающую, неожиданную информацию. Фактчекинг очень важен в нашу высокоинформационную эпоху, где новость может быть искаженной еще до ее публикации в сети. Если вы хотите найти настоящую правду — нужно потрудиться, даже если она скрывается за приятной ложью.

Журналист — это профессия, целью которой является оповещение людей, создание новостей. И, на мой взгляд, человек, который создает фейки просто не может причислять себя к этой профессии. Журналист должен доносить правду до своих читателей, а не дезинформировать их. Именно поэтому человеку этой профессии нужно уметь отличать правду от подделок. Он должен критически мыслить, анализировать и доставлять до аудитории только проверенную информацию».

Елизавета Шурчилина: «Фейк — подделка, обман, что-то ложное, недостоверное, выдаваемое за действительное, реальное, достоверное с целью ввести в заблуждение.

Фейки распространяют люди, которым выгодно, чтобы в их обман поверили другие люди, и с помощью фейков ментально управлять разумами общества. Фактчекинг — это проверка сведений на их достоверность, чтобы исключить возможный обман и распространение фейков.

Журналисту важно отличать правду от подделок, потому что он информирует людей о каких-либо событиях. А от того насколько достоверно журналист проверяет информацию, которую публикуют, зависит доверие аудитории».

Анна Герасимова: «Фейк – ложь, неправда, клевета и вообще любая информация, противоречащая правде, распространяемая в интернете с целью ввести в заблуждение, обмануть, построить неправильное, обманчивое мнение о чем бы и о ком бы то ни было. Короче говоря, попытки злоумышленников, которые преследуют корыстные цели, выставить в плохом свете какого-то человека или событие.

Распространение фейка – быстротечный, мгновенный процесс, за которым обычному человеку уследить бывает весьма затруднительно. Стоит только фейку появиться в какой-нибудь соцсети, так он тут же печатается везде, где только можно. Причем, неправда распространяется быстрее, чем истина. Люди в нее охотнее верят, ведь фейки, так или иначе, преподносятся всегда эмоционально, эффектно, рассказывают о том, что человек хочет услышать. В этом-то и проблема распространения фейков, что человек принимает ложь за правду, потому что ему самому хочется, чтобы это было истинной, ибо информация в фейке совпадает с его убеждениями. А причиной всему то, что человек слепо доверяет всему, что пишут, не применяя критическое и аналитическое мышление.

Фактчекинг должен внедряться в нашу жизнь более решительно. Ведь оглядев окружающую действительность трезвым и оценивающим взглядом, можно понять, что, как бы то ни было прискорбно, в нашей жизни очень много ложных фактов и информации. Человек не должен этому верить только потому, что прочитанная им новость совпадает с его ожиданиями. Современные люди не могут позволять себе таких опрометчивых решений, а потому надо проверять всю сомнительную и слишком уж неожиданную информацию, чтобы не быть обманутым. Именно поэтому фактчекинг очень важен в нашем информационном обществе, где информация перерабатывается и искажается многими людьми прежде, чем вы ее прочтете. А до правды надо докапываться, какой бы красивой ложью она не была скрыта.

Само определение профессии журналиста исключает всякую возможность распространять неправду. Истинный, профессиональный журналист, к материалу которого будут прислушиваться, просто-напросто не имеет права публиковать свою статью, предварительно не проверив ее два, три, а лучше десять раз. Работники СМИ обязаны своей деятельностью раскрывать ложь, открывать людям глаза, выводя их из заблуждения, и работать так, чтобы правда была их лучшей подругой. Ибо это и есть работа журналиста – доносить до людей истину, как бы умело она ни была скрыта, информировать о происходящем в мире, приучать людей критически мыслить, подвергать всё сомнению и подтверждать значимость замечательной пословицы «доверяй, но проверяй». Поэтому в журналистике нет места непроверенной, фальшивой информации, так как журналист, пишущий о таком, сам будет фальшивым и без всякого права считать себя представителем данной профессии, основанной на работе с правдой и только с правдой».

Ксения Киндеева: «Фейк – ложное сведение, дезинформирующее человека.

Кто распространяет фейки? Фейки может распространять любой человек: от ребенка, которому просто стало скучно, до зрелого человека, желающего поднять панику среди людей.

Фактчекинг – это проверка тех или иных данных. Журналисту важно отличать правду от подделок, потому что от него зависит информированность людей о том или ином событии. От того, насколько качественно журналист проверяет определенную информацию, будет также зависеть степень доверия аудитории».

Таяна Шиперова: «Фейк – это ложная, поддельная новость.

Фейки, как правило, распространяют пропагандисты или злоумышленники, ставящие перед собой цель очернения кого-либо или чего-либо, порчу репутации. Однако иногда за ложными новостями стоят просто скучающие от безделья люди.

Фактчекинг – это своеобразная проверка фактов на достоверность. Способов сделать это существует огромное количество.

Журналисту необходимо отличать правду от подделок. СМИ недаром именуют «четвёртой властью»: их работники могут влиять на общественность с помощью информации. Для того, чтобы не вводить людей в заблуждение и качественно выполнять свои обязанности, журналисты обязаны публиковать только достоверные новости».

Екатерина Штрейс: «Фейк- это выдуманная, неправдивая информация. Лживые сведения можно увидеть повсюду, начиная со сводок новостей, заканчивая сообщением от друга или родственника.

Фейковую информацию распространяют как некоторые журналисты, так и остальные люди, пересылая и рассказывая друг другу лживые новости. Например, в интернете огромное количество рекламы о волшебных мазях или о заболеваниях Аллы Пугачевой. Также можно получить рассылку с фейковой информацией, например, с шокирующими известиями, от своих близких людей.

Фактчекинг — это многочисленные способы проверки информации. Как же это сделать? Обычный человек может удостовериться в правдивости полученных данных просто благодаря интернету, но журналисту нужно капнуть куда глубже. Нужно обратить внимание на адрес электронной почты отправителя. Как правило, у сотрудников пресс-служб не бесплатный общественный e-mail, а в электронном адресе указан домен их сайта. Также, если получена шокирующая информация, нужно очень тщательно и внимательно проверить ее на подлинность. Это можно сделать при помощи интернета. Если нужно удостовериться в правдивости фотографии, проверить ее на наличие фотомонтажа можно при помощи Google-картинок, поискав там что-то похожее на полученные данные.

Журналисту важно отличать правду от подделок, потому что главная задача журналиста — донести до людей истину. Журналист обладает огромным количеством информации, которое, безусловно, нужно фильтровать, чтобы поведать людям правду, правду и только правду.»

Дарья Завертайло: «Фейк — ложная или поддельная информация. Их распространяют люди, которые хотят привлечь внимание, хотя бы как-то заинтересовать пользователя или же ввести людей в заблуждение, для того, чтобы посеять панику или сагитировать на митинги и протесты. Фактчекинг — проверка информации на подлинность, достоверность.

Журналисту важно отличать правду от подделок для того, чтобы не вводить своих читателей или зрителей в заблуждение. Если люди увидят недостоверную информацию, она будет распространяться все дальше и дальше. Тогда большое количество людей будет находиться в заблуждении, что может вызвать недовольство или даже хаос (в зависимости от смысла фейка). Также присутствие фейка говорит о плохо выполненной работе журналиста, ведь его основная задача — доносить до людей правдивую информацию».