Анна Коротченкова
О «желтой» прессе если не знают, то слышали абсолютно все. Но как она появилась и что скрывается за этим словосочетанием знают немногие.
Сейчас «жёлтой» прессой принято называть периодические издания, которые продаются по низкой цене, а достоверность их содержания всегда вызывает сомнения. Они специализируются на слухах, домыслах и «сенсациях». На страницах такой прессы чаще всего можно прочитать об изнанке жизни знаменитостей и других публичных людей. Как правило, медийных личностей там выставляют не в лучшем свете.
О том, как зародился этот термин существует несколько версий.
Самая очевидная — он появился из-за цвета бумаги, на которой печатались многие газеты в 19 веке.
Некоторые историки считают началом ее зарождения издания, которые оказывали давление на общественное мнение и преувеличивали жестокость Испании в своих действиях по подавлению восстания на Кубе. Этот конфликт привёл к Испано-Американской войне.
Самая популярная версия — в основу зарождения желтой прессы легли конфликты между газетами «New York World » и «New York Journal American » из-за публикации комикса «Желтый малыш».
Там был изображён ребёнок желтого цвета с чертами азиата и символизировал китайско-японскую войну 1895 года. Он своим видом пародировал ура-патриотическую истерию в японских массах. Его рисовали в неопрятном и наглом облике. Термин желтой прессы возник в Америке, в 1986 издания становились жертвами жесткой конкуренции, редактор «New York Press» прозвал издательства желтыми. Он так обозначал собственно издания, которые размещали этого желтого малыша.
Несмотря на то, что истоки такой журналистики принято выделять в Англии и Америке, подобные процессы формировались и в дореволюционной России.
Первые попытки преувеличить некоторые явления датированы второй половиной 19 века. Желтая пресса начала становиться популярной благодаря низкой стоимости изданий, броскому оформлению и насыщенной информации. Среди примеров такой прессы: «Петербургский листок» (1864), «Петербургская газета» (1867), «Московский листок» (1881).
Вольная трактовка фактов, приукрашивание тех или иных событий, сенсационные заявления — все это полюбилось читателям и было популярным до определенного времени. После прихода к власти большевиков в 1917 году, развитие жёлтой прессы законсервировалось. А с началом Второй мировой войну это произошло в большинстве стран мира.
Однако в 50-60-х годах 20 века прогремели идеи сексуальной революции и зародилась вторая волна развития «жёлтой» прессы. Тогда же появился журнал «Playboy» и задал некий тренд «жёлтой» прессе. Новые идеологические идеи захватили умы читателей, а журналисты умело этим пользовались и подогревали интерес.
Отличают такую прессу и то, как она взаимодействует с аудиторией. Если обычная пресса ставит своей задачей побудить читателей к размышлению, формированию критического мышления. Для качественной прессы характерно освещать события максимально объективно со всех сторон. «Желтая» пресса ориентируется на развлекательную функцию, угадывая то, что хочет прочитать читатель. Часто на ее страницах освещают табуированные темы, щекотливые подробности, слухи, а не факты.
Сейчас сохранились издания, которые принято считать «жёлтыми», но с появлением фейковых новостей, неумелых и ленивых журналистов, которые лишний раз не хотят проверять достоверность информации, можно сказать, что оттенок «желтизны» периодически появляется и у зарекомендовавших себя изданий.