Эксперты и источники информации (журналистика)

Вопросы от нашего онлайн-ученика: «Объясните, пожалуйста, что значит «энциклопедия как источник информации»? Финансисты, психологи и прочие эксперты бесплатно дают комментарии и свои оценки? Есть ли им какая-то польза от этого?»

При подготовке текста мы используем разные источники информации. Какие-то источники могут быть основными — например, пресс-релиз, по которому мы пишем весь текст. А некоторые могут быть дополнительными — например, пишем про строительство детского сада, а статистику количества детских садов в стране посмотрели на сайте Росстата.

Энциклопедии тоже могут быть источниками информации. Допустим, пишем про установку памятника Есенину. Заглянули в Википедию, освежили в памяти когда он родился, когда умер, чем отличился и что-то добавили к своему тексту. Но с Википедией нужно быть поаккуратнее, там может быть не очень достоверная информация. Какие еще бывают энциклопедии? Например, Большая советская энциклопедия. В основном в энциклопедиях можно прочитать и самому вспомнить о чем-то, что близко к теме вашей статьи, а можно использовать информацию для написания бэкграунда. Проще всего объяснить на примерах: пишем статью про расширение границ города, поискали инфо в интернете об этом городе, почитали, какие-то любопытные детали можно включить в свой текст. Всем сайтам доверять нельзя, а в энциклопедиях более достоверная информация.

«Все дают комментарии бесплатно, — рассказывает тренер Школы журналистики Сергей Барановский. — Я знаю только одного человека, который раньше платил некоторым экспертам. Это я 🙂 Никто так никогда не делает. У них может быть самая различная мотивация. Например, юрист может быть рад дополнительной рекламе — люди прочитают о нем в интернете, потом найдут в поисковике его контакты и обратятся. Такая же история с другими специалистами. Не все хотят давать комментарии и интервью, в этом сложность работы журналиста. При необходимости используйте все возможности — знакомые, друзья, незнакомые люди (напишите им в соцсетях или обратитесь через мессенджеры, если знаете телефон). Некоторым просто приятно увидеть своё имя на сайте или в газете. Тем более в современном мире немало людей продвигают себя как экспертов. Например, человек обучает детей английскому, ведет свой блог. Он будет рад дать комментарий, потом опубликует скрин статьи на своей страничке, расскажет что у него интервью взяли, а значит он такой важный и грамотный специалист».