Журналистика всегда была на передовой новых технологий. Каждое новое изобретение и каждая инновация почти сразу начинали использоваться СМИ и журналистами. Появились успешая технология книгопечатания — начали печатать газеты. Подобная ситуация была с радио, телевидением и интернетом. Сейчас в современном мире происходит революционная «штука» — развитие искусственного интеллекта (ИИ). Всё происходящее самые неглупые люди этого мира называют настоящим прорывом. И, конечно, журналистика не могла пройти мимо этого.
Давайте пройдем по основным пунктам, как эта технолония будет использоваться в СМИ и как она уже сейчас используется.
1. Автоматизация простых новостей. Роботы пишут новости. Уже сейчас крупные СМИ используют компьютерные программы и ИИ для того чтобы сообщать о результатах состоявшихся спортивных матчей и соревнований. Там всё не так сложно и мало возможностей для манёвра — кто победил, с каким счетом, когда состоялся матч, кто забил гол и т.д. Программа собирает эту информацию из надежных источников, пишет удобочитаемый текст и публикует. Может публиковать сотни таких заметок в минуту о спортивных мероприятиях со всего мира. Зачем этой рутиной заниматься человеку-журналисту, эту работу отдают роботам (специальным программам).
По такой же схеме ИИ сможет обрабатывать пресс-релизы, перефразировать новости с сайов госорганов, обрабатывать всевозможые рассылки из надежных источников, рерайтить новости с сайтов других СМИ и рассылок информационных аентств. Программу запрограммировали на определенный алгоритм действий и она «фигачит» новости одну за другой, публикуя их. А может и озвучить, и сделать в виде виртуального диктора.
И это уже абсолютная реальность наших дней — международные информагентства, такие как Associated Press и Reuters, уже делают это. Помимо спортивных сводок таким же образом делают новости о погоде, ценах на акции, новостях биржи и о многом другом. Человек даже близко не может сравниться по эффективности с этими программами, которые могут обработать колоссальный объем информации за считанные минуты.
Сразу скажем: паниковать не надо, ИИ пока делают самую рутинную работу, освобождая журналистов для более интересных поездок, интервью, репортажей и аналитики. Но что будет завтра — это уже открытый вопрос.
2. Вторая сфера применения искусственного интеллекта в журналистике — проверка информациии, фактчекинг. То, что делают сейчас сами журналисты и редакторы (ищут информацию в интернете, всматриваются в фотографии и видео, используют какие-то интернет-сервисы) для проверки информации, то ИИ сделает быстрее и надежнее. Будь то проверка присланной фотографии в редакцию или пост в соцсети — специально обученные нейросети с легкостью проведут серьезный фактчекинг и отличат подделку от достоверной информации.
К сожалению, найти такие сервисы в интернете, бесплатные или по адекватной цене, не так просто. Редакции крупных СМИ имеют свои информационные продукты, специально разработанные для них, и в свободном доступе их нет. Но это просто вопрос времени, не пройдет и пары лет и такие ИИ-помощники будет доступны каждому журналисту и каждой редакции.
3. Еще больше персонализации. Эксперты говорят, что ИИ будет испольоваться чтобы еще более точную (нужную) информацию предоставлять пользователям. Уже сейчас если вы утром искали в интернете электрические чайники, то вам вскоре покажут такую рекламу. Или если интересовались новостями о какой-то стране, то гугл-новости начнут показывать вам в первую очередь эти новости, а рекламные предложения запестрят турами именно в эту страну. ИИ же позволит создавать наиболее подходящий и востребованный контент для определенной аудитории, анализировать поведение посетителей сайта. И не удивлйтесь потом, когда одна и та же новость у вас и у вашего друга отобразятся соверешенно по разному, так как вы разного возраста и у вас разные интересы.
Во всём, что есть в этом мире, есть и плюсы, и минусы. Такая персонализация помогает подобрать такой контент, который с большей вероятностью заинтересует человека. Но обратная сторона этой «медали» — так называемый «информационный пузырь», в который человек попадает. И у каждого из нас он будет свой. Из-за этого искажается общее представление о мире. У нумизмата вся лента новостей будет в информации о старинных монетах, кладах и коллекицонерах. А у домохозяйки сплошь информация о рецептах и бытовой технике. Один будет уверен, что в стране всё хорошо, потому что посещает такие сайты и лайкает такие посты/новости. А у другого в его информационном пространстве будет один негатив и он будет уверен что «»у нас всё ужасно», потому что ранее посещал оппозицонные сайты и ставит лайки разоблачающим статьям.
Что имеем в итоге? Общество разбивается по группам, они не найдут общие точки соприкосновения и будут считать друг другами идиотами, будет больше конфликтов. Поэтому крупнейшие СМИ заявляют о намерении сохранять баланс — с одной стороны персонализировать новости, с другой стороны «ответсвенно информировать» людей, не искажая реальность и адекватно передавая новостную повестку.
4. Контент, контент. Как же без него! ИИ будет не только писать тексты, но и делать фото, иллюстрации, карты, видео, инфографику и всё, что только можно опубликовать или показать в эфире. Здесь тоже наступает спорный момент: а как же объективная реальность, ведь, например, в фотожурналистике даже нельзя сильно ретушировать фотографию, а тут будет созданный ИИ президент какой-то страны уморительно идти на вирутальной карте и что-то говорить. Этот спорный момент планируется, как минимум, решать обозначением «это видео/фотография/иллюстрация созданы с помощью технологии ИИ». Так читатель или зритель хотя бы будет понимать где настоящие изображения, а где просто творчество искусственного интеллекта.
5. Журналистика данных. Да, безусловно. Уже сейчас журналистам сложно самостоятельно анализировать большие данные и они используют разные программы и алгоритмы. Завтрашний день дата-журналистики будет принадлежать ИИ-технологиям. Журналист должен будет лишь дать источник данных и задачу, а нейросеть сама найдет спорые и интересные моменты, сопоставить все цифры, сделает инфографику и напишет текст.
Всё это очень круто, но всё-таки медиаэксперты обеспокоены. Выйграет ли журналистика в целом от этой новой технологии или станет больше фейков и на скорую руку состряпанной информации? Будет больше пользы для людей или им просто будут предлагать «сладкую жвачку» ради охватов и популярности того или иного СМИ? Одно понятно точно: журналистам надо знать о всех этих современных достижениях и при необходимости их использовать.