В журнале The Economist опубликовано интервью с искусственным интеллектом (ИИ) под названием GPT-2 . Этот робот обучен генерировать текст, и в интервью он ответил на вопросы о состоянии мира на текущий момент. На вопрос «Какое будущее у ИИ?» бот ответил: «Было бы хорошо, если бы мы использовали технологию более ответственно. Другими словами, мы должны относиться к нему как к служебной программе, как к инструменту. Мы должны приложить столько усилий для развития технологии, сколько необходимо, а не беспокоиться о том, что она нанесет нам вред и разрушит нашу жизнь». То есть, он уже лоббирует свои интересы!
GPT-2 на самом деле не умеет думать, и хотя его ответы в интервью немного расплывчаты, его производительность по-прежнему впечатляет. Ранее в этом году OpenAI, разработчик GPT-2, уже представил новую версию бота, который намного мощнее. Автоматическая генерация текста — один из многих примеров, демонстрирующих потенциальную мощь искусственного интеллекта, используемого средствами массовой информации.
Текущие события
«Самым важным событием за последний год стала растущая адаптация и осведомленность об ИИ в редакциях новостей по всему миру», — говорит Николас Дьякопулос, доцент кафедры коммуникационных исследований и информатики Северо-Западного университета (США). — «Типы профессий в журналистике будут развиваться. Некоторые вакансии будут меньше походить на традиционную работу журналиста и потребуют большего количества IT-навыков ».
Диакопулос приводит несколько примеров недавно разработанных журналистских инструментов ИИ: The New York Times открыла лабораторию исследований и разработок для экспериментов с ИИ в журналистике. The Washington Post начала экспериментировать с инструментами поиска новостей. С академической стороны были организованы такие конференции, как Machines + Media и симпозиум Computing + Journalism.
До того, как разразился коронавирусный кризис и были отменены Олимпийские игры 2020 года, The New York Times экспериментировала с компьютерным зрением, а также технологией искусственного интеллекта, для построения 3D-сцен спортивных событий. Идея состоит в том, чтобы использовать ИИ для расширения возможностей телезрителей в реальном времени, например, путем предоставления информации о выступлениях спортсменов вживую.
Вместе с командой The Washington Post Дьякопулос разработал инструмент для поиска новостей о президентских выборах в США 2020 года. Он и его исследовательская лаборатория также разрабатывают инструмент, который призван помочь журналистам, проводящим расследования, разобраться в использовании алгоритмов правительством США.
Влияние на общество
Осенью 2019 года Лондонская школа экономики опубликовала глобальный обзор журналистики и ИИ. Отчет основан на интервью с 71 редакцией новостей в 32 странах. Один из выводов заключался в том, что искусственный интеллект изменит журналистику постепенно, но очень сильно в долгосрочной перспективе. В отчете также отмечается, что использование журналистских инструментов ИИ вызывает вопросы о последствиях для общества. Как это влияет на демократию, разнообразие журналистских репортажей и общественные ценности в репортажах?
Именно эти вопросы изучает профессор Натали Хелбергер из Амстердамского университета (UvA) . Она подчеркивает тот факт, что исторически сложившаяся журналистика и технологии всегда были тесно связаны: фотография, телефон, радио, телевидение, компьютер, Интернет, смартфон — все они привели к изменениям в журналистике. «Внедрение каждой технологии сопровождалось сначала большой шумихой, затем волной озабоченности и даже антиутопией и, наконец, конструктивным этапом, на котором технология использовалась на благо журналистики».
По мнению Хелбергер, очернять конкретную технологию как таковую неправильно. Вместо этого, говорит она, мы должны изучить, как мы можем использовать эту технологию для поддержки демократического общества. «ИИ действительно имеет преобразующую силу в журналистике. Он предоставляет новые способы взаимодействия с аудиторией и дает людям возможность более эффективно находить информацию и получать больше информации. Но с этой властью приходят и обязанности, например, по защите основных прав и свобод».
Из-за этих обязанностей Хелбергер обеспокоена отсутствием структурного независимого финансирования в журналистике. «Многие технологические инновации в журналистике финансируются Google News Initiative. Действительно здорово, что они это делают. Но Google — это компания, верно? СМИ играют ключевую роль в нашей демократии, и они всегда должны быть независимыми».
Ее собственное исследование сосредоточено на использовании автоматических рекомендаций по новостям и их последствиях для разнообразия репортажей. Хелбергер: «Разнообразие идей, мнений, культур, этнических групп и религий важно в демократии, потому что оно учит нас терпимости. Особенно в наше нынешнее поляризованное время СМИ должны быть уверены, что они инклюзивные, могут служить всем, а не только определенной группе».
«Каждый инструмент искусственного интеллекта в СМИ должен быть оптимизирован для конкретного новостного канала, — говорит профессор Натали Хелбергер, — потому что с помощью универсального инструмента вы мало что можете сказать о ценностях, которые вы как журналистское СМИ считаете важными. Машина не может решить, какие ценности важны. Это принципиально человеческое решение».
Источник: Euro Scientist