Часто журналистам приходится работать в очень эмоционально нестабильных условиях. Например – на похоронах. Казалось бы, зачем лезть в душу тем, кто только что потерял близкого человека. Но есть и обратная сторона – вы готовите материал в память об умерших людях. С одной стороны, его можно подготовить и спустя несколько дней после похорон, но как правило он бывает уже не таким эмоциональным.
Кроме того, на церемонии прощания собираются сразу все, кто может поделиться воспоминаниями о погибшем. Это и сослуживцы, и друзья, и родственники, и одноклассники/однокурсники. Поговорив со всеми, у вас получится невероятно объемный по содержанию текст. Это позволит со всех сторон раскрыть личность покойного и получится полноценная история в память о человеке. Однако не все эмоционально готовы к такому разговору. Есть несколько правил поведения и работы на похоронах для журналистов. Если им следовать, гарантия 99%, что у вас получится подготовить вышеописанный материал.
1. Никогда не лезьте с расспросами сразу. Придя на церемонию прощания, сначала оглядитесь, примелькайтесь собравшимся, не ведите себя отстранённо, уважайте память усопшего и его близких.
2. Примите тот факт, что погибший, к которому вас отправили на церемонию прощания, может и не быть публичным человеком. Соответственно, его родственники и друзья вряд ли готовы к встрече с репортерами. А появление на похоронах журналистов может их разозлить и даже оскорбить их чувства.
3. После того, как вы огляделись и поняли, кто больше всего расстроен, кто и как переживает – делайте вывод, к кому можно подойти. Как показывает практика, среди друзей и родственников всегда есть те, кто эмоционально сдержан и сможет рассказать о погибшем.
4. Ищите коллег! Зачастую это люди, которые меньше всего эмоционально переживают смерть человека, но при этом достаточно много о нем знают и не побоятся рассказать.
5. Постарайтесь не фотографировать открыто, особенно старайтесь избегать снимков гроба. Можно сделать снимки фотографий погибшего, венков, общего плана, но без гроба. Не фотографируйте без разрешения лица собравшихся. Очевидно, что такое разрешение маловероятно получить. К тому же без таких кадров вполне можно обойтись. Венки, портрет и общий план вполне могут передать атмосферу церемонии.
6. Всегда держите в голове мысль, что в первую очередь это материал о погибшем, в последнюю – о том, как его хоронили. Минимум эмоций, а максимум фактов.
7. Проявляйте сочувствие и сострадание, покажите своим собеседникам, что вам не безразлична трагедия. Обязательно сообщите, где будет размещен материал. Еще раз уточните, что цель – написать в память, а не на злобу дня.
Анна Коротченкова