Как отбирают новости? Правила и критерии

Каждый день в мире происходит множество интересных событий. Однако на страницы газет и телеэкраны попадают далеко не все. Как работники СМИ определяют, о чем стоит рассказывать, а о чем нет? Разберемся в этой статье.

Прежде всего, журналист должен уметь определять ценность новости, то есть понимать, насколько она будет интересна аудитории. Наибольшей ценностью обладают события, которые

– Касаются жизни людей, влияют на принятие решений,
– Неординарны, отклоняются от нормы.

К первой категории относятся новости о принятии новых законов, изменении курса валюты и т. д. Об этом следует знать всем независимо от пола, возраста или рода деятельности.

Ко второй категории относятся чрезвычайные или необычные происшествия. Например, пожар на главной площади города или новость о том, что женщина из Великобритании прожила несколько лет на улице ради своего кота.

Для того чтобы определить достойно ли событие упоминания в СМИ, журналист может проанализировать его на наличие новостных критериев. Если показатель хотя бы по одному из них достаточно высок, то об этом уже можно написать или снять репортаж.

Всего выделяют 4 новостных критерия:

Значение события
Задача журналиста определить для какой части аудитории данное событие будет значимо и актуально. Например, изменение климата влияет на всех. А вот изменение правил дорожного движения скорее всего будет интересно только владельцам автомобилей.

Масштаб события
Масштаб измеряется как правило количеством участников или суммой денег. Так, кража десяти тысяч рублей будет менее интересным событием, чем похищение миллиона. А протестная акция, в которой приняли участие тысячи человек, не сравнится с забастовкой трех рабочих.

Участие в событии знаменитостей
Даже незначительное событие может быть освещено в СМИ если в нем принимал участие какой-либо известный человек. Например, ДТП, жертвой которого оказался знаменитый актер, привлечет гораздо больше внимания, чем другая авария.

«Человеческий» фактор
Такие новости нацелены не столько на то, чтобы проинформировать, сколько на то, чтобы вызвать чувства и эмоции. Участниками событий часто являются животные, дети или люди с ограниченными возможностями, так как происходящее с ними вызывает сочувствие. Сюда также можно отнести так называемые архетипические сюжеты. Например, поиск пропавшего родителя или ребенка, возвращение к обычной жизни после потери всего и т. д.

Хотите научиться писать статьи, которые интересно читать? Или видеосюжеты, которые не скучно смотреть? Это можно сделать в Школе журналистики. Эффективное онлайн-обучение поможет вам развить журналистские навыки и войти в профессию с нуля. Присоединяйтесь и изучайте журналистику с удовольствием!

Анна Земцова