А знаете ли вы, кто был Познером 19-го века? Обратимся к издательскому делу XIX века. Известный на весь мир публицист и журналист Михаил Никифорович Катков и его действия вызывали одновременно восхищение и возмущение. Взгляды на его журналистские работы были очень противоречивы. Давайте разберёмся почему.
Однажды писатель Викентий Вересаев вспоминал о поездке к своим родственникам на дачу: «Я привез весть о смерти Каткова, издателя проклятой памяти «Московских ведомостей». Иван Иванович ужаснулся, горестно перекрестился и сказал значительно: «Царствие ему небесное! Великий был человек и истинный друг родины!» Хорошо, что меня предупредили еще дома о его отношении к Каткову, а то бы я начал свое сообщение о его смерти так: «Привез вам радостную весть». Почему же столь различны были отклики людей на кончину в 1887 году Каткова, прозванного крестным отцом русской журналистики?
Будучи главным редактором «Московских ведомостей» Катков неоднократно был втянут во многие конфликты, которые бурно обсуждались и осуждались в его газете. Издательство активно вмешивалось в политику. «Ведомости» превращались Катковым в орган пропаганды, призывая сплотиться вокруг царя и уничтожить мятежников. Впервые в российской истории мнение печатного органа имело такое сильное политическое значение. Публицисту удалось изменить настроения народа и вдохновить власть на решительные действия. «Московские ведомости» все сильнее ввязывались в политические дрязги. Сделав эту газету самой влиятельной в России, Катков оказался заложником собственного имиджа и темперамента, из-за чего имел, скорее, больше врагов, чем соратников.
«От самого начала моей общественной деятельности, я ни к какой партии не принадлежал и никакой партии не формировал, не находился в солидарности ни с кем. Моя газета не была органом так называемого общественного мнения и я большею частью шел против течения; газета моя была исключительно моим органом. <…> Ни с кем, ни в какой солидарности не находясь, я свято блюл свою независимость. Высказывал только то, что считал, по своему убеждению и разумению, полезным безо всякого лицеприятия или пристрастия,» — пишет Катков в своём письме графу Толстому.
Михаил Никифорович – пример настоящего журналистского и публицистского мужества. Он изменил мнение о СМИ навсегда.
Анастасия Калугина