Еще до того, как электронные медиа захватили внимание читателей, многие социологи и ученые разных сфер предрекали то, что цифровые СМИ однажды смогут контролировать эмоциональный климат целых народов. И, собственно, оказались правы.
Первые десятилетия 21-го века показали, что цифровые средства массовой информации способны повлиять или изменить точку зрения на различные ситуации целых народов.
Новые медиа по своей сути интерактивные, поскольку потребитель информации имеет возможность дополнять контент, редактировать или создавать принципиально новый. В этом плане традиционные медиа, где создатель информации и её потребитель чётко разграничены, представляются однонаправленными. Так же новые медиа, благодаря цифровым технологиям, более универсальны и интегрированы в повседневную жизнь. Важно и то, что традиционные медиа обычно требуют значительных ресурсов для публикации информации, что делает их доступными весьма ограниченному кругу, а социальные сетевые медиа оказываются весьма недорогими и доступными инструментами. Благодаря этому получать или публиковать информацию может каждый желающий.
Вместе с тем медиа обычно требуют значительных ресурсов для публикации информации, что делает их доступными не всем, а социальные сетевые медиа оказываются более доступными. Можно выделить три основных признака современных СМИ и соцсетей: цифровой код, интерактивность и интеграция. Тем не менее такое понимание новых медиа остаётся общим, без детализации. Поэтому постоянно появляются и другие определения, к примеру, «новые новые медиа», «трансмедиа», «социальные медиа». Цель их попытаться уйти от понятия «новые медиа» и обозначить новые социальные тренды, поскольку технологическая реальность постоянно меняется.
Если одна из основных общих черт социальных и традиционных медиа возможность доступа к аудитории, то различия будут более значительными. Среди них можно обозначить:
1. Досягаемость. Технологии обычных СМИ обеспечивают масштабность, но с помощью социальных сетевых медиа возможность обратиться к глобальной аудитории получает каждый пользователь. Двусторонняя связь возможна и в традиционных СМИ, но вот мгновенной реакцией она не отличится. А значит ее эффективность теряется.
2. Доступность. Как было сказано выше, традиционные медиа требуют существенных финансовых вложений, и по этой причине обычно сосредоточены в руках государства или крупных корпораций. Новые медиа доступны практически каждому пользователю.
3. Простота. Работа в традиционных СМИ предусматривает определённый уровень профессионализма и специальные навыки, тогда как для пользователей социальных медиа никаких профессиональных ограничений нет.
4. Мобильность. Сообщения в традиционных медиа и сетевых существенно отличаются по скорости доставки к потребителям, причём, не в пользу первых, тогда как сообщения в сетевых медиа транслируются практически мгновенно.
5. Гибкость.
Анна Корочтенкова