Отбор информации и критическое мышление

Информации сейчас очень много, её нам буквально навязывают. Алгоритмы поисковиков, YouTube и социальных сетей отслеживают нашу активность и наши запросы, а потом предлагают нам определенную информацию. В лучшем случае они навязывают нам какие-то рекламные продукты, а в худшем пытаются сформировать наши убеждения и политические взгляды. Поэтому очень важно находить качественные источники информации и самому выбирать что читать и что смотреть, а не идти на поводу таких интернет-гигантов как Google, Facebook и др.

Средств массовой информации, которые были бы объективны на все 100 процентов, не существует. Все они в какой-то степени зависимы или, как минимум, их материалы проходят через субъективную призму авторов и редакторов. Поэтому надо выбирать самые лучшие источники информации, при этом они должны быть разные — государственные и частные, отечественные и зарубежные.

Как тут не упомянуть про критическое мышление. Это такое мышление, когда человек очень любопытен, но ставит под сомнение любую информацию. Он задает себе разные вопросы: «а это правда?», «кому выгодно так преподнести информацию?», «может это рекламная или пропагандистская статья?», «это факт или личное мнение автора?» и многие-многие другие.

Знаем, что религию лучше не приводить в пример, потому что это очень нежная и щекотливая тема, упоминания которой может обидеть верующих. Но, как говорится, истина дороже. Фанатично настроенный верующий — это человек с полным отсутствием критического мышления по теме религии. «Так написано в священном писании и точка». Он не задает себе вопросы: «кто написал эту книгу?», «могли ли эти люди ошибаться?», «всё ли это правда?», «действительно ли это исторические персонажи?» и т.д. Его не смущает, что в мире сотни религий и у каждой из них свои боги — от языческих богов ветра и солнца до многочисленных индуистских божеств. «Наша вера самая правильная, только мы спасемся, а все остальные ошибаются и погибнут», — вот классический ход мыслей члена какой-нибудь религиозной секты. По факту он является жертвой пропаганды, а привело к этому отсутствие критического мышления.

Вероисповедание — очень личное дело каждого человека и мы с уважением относимся к внутреннему миру человека. А вот на счет информации в современном мире (новости СМИ, социальные сети и миллионы всевозможных сайтов) желательно быть медиаграмотным и иметь хорошо развитое критическое мышление. Никто не рождается с критическим мышлением, его можно и нужно развивать. Это как упражнение на логику и сообразительность. Идет какое-нибудь ток-шоу, а вы спрашиваете себя и стараетесь найти ответ на вопросы «Это реальные персонажи или это всё «театр»?», «зачем создается это шоу и кто от этого получит прибыль?», «какое действие на меня оказывают эти сомнительные истории и странные люди?» и т.д.

Сергей Барановский