Пишем для людей и машин: кибер-журналист на службе двух систем

Интернет-журналистика отличается от любой другой отрасли СМИ многими параметрами. Один из самых явных – текст. Когда корреспондент пишет текст для сайта онлайн-издания, то сразу подразумевается для кого.

Можно условно разделить аудитории интернет-издания на два типа. Первый – собственно человек, который прочитает материал, а второй – автоматические ресурсы, которые подвергнут текст индексации и благодаря этому материал попадет в поисковики (Яндекс, Гугл, Рамблер и другие).

В этом одна из важных особенностей интернет-журналистики, которую важно понимать и подстраиваться – она должна включать в себя запросы машины и живого читателя.

Корреспондентов и авторов интернет-материалов даже называют кибер-журналистами. Хотя сейчас говорят на более актуальный манер – SEO-журналист. Если вкратце, SEO-материалы – оптимизированные тексты для поисковых страниц, которые отвечают запросам поисковых систем по ключевым словам и фразам.

Можно сказать, что современный журналист – мастер на все руки, ведь практически у каждого издания сегодня есть интернет-ресурс, а бюджет не позволяет нанимать для каждого отдельного направления выделенного журналиста.

Чтобы лучше понять, в чем отличие написания текстов для этих двух типов аудитории, то нужно сравнить. При этом важно помнить, что эти требования должны соединиться в тексте для сайта.

Аудитория «для человека». Стандарты те же самые, что и для печатной прессы. А именно:

— в тексте читатель находит ответы на вопросы: что, где, когда, кто, как, почему?;
— действует правило «перевернутой пирамиды»: сначала выдается самая важная информация;
— по заголовку легко понять тему и суть материала, не нужно гадать. Читатель не вводится в заблуждение нарочито;
— действуют и все остальные правила: точность, ясность, краткость, литературно-разговорный жанр изложения новости;
— содержится максимально объективная картина, представлены обе стороны конфликта.

Аудитория – робот. Задача – попасть в топ поисковика. Для этого:
— пишем текст с ключевыми словами и фразами в зависимости от того, какие используют читатели при поиске;
— ключевые слова ставят в основном в начале текста в лиде и в первых абзацах материала;
— ключевые слова включены в заголовок и подзаголовок;
— четкий заголовок без игры слов – автоматические алгоритмы их не распознают;
— строгое изложение мысли без спама и воды. Это можно проанализировать с помощью специальных сайтов, например, text.ru;
— четкие ответы на вопросы: что, где, когда, как, кто, почему. Отвечая на эти вопросы в первом абзаце, вы автоматически отвечаете запросу аудитории. В этом алгоритмы текст для читателей и текст для поисковой машины сходятся.

Анна Коротченкова