Читатели любого печатного издания видят лишь конечный продукт работы редакции — газету или журнал. И, конечно же, им любопытно заглянуть «за кулисы» и раскрыть некоторые журналистские тайны. Давайте чуть-чуть приоткроем завесу тайны, скрывающей сложный процесс издания еженедельной газеты.
Любой редакционный коллектив считает дни недели не по календарю, а по дню отправки в печать. Кстати, самый любимый день журналистов, верстальщиков и корректоров — следующий после сдачи очередного номера газеты. Мы, например, отправляем газету в типографию во вторник, а в среду — можем немного выдохнуть и расслабиться. Но, увы, лишь в среду… И лишь слегка.
Любая газета имеет свои отличительные знаки — «шапку», колонтитул, фирменный знак. Придумать их довольно сложно. Но вполне осуществимо. Облик своей «районки» мы придумывали сами. При этом надо обратить особое внимание на цветовую гамму, размеры шрифта и расположение статей на полосах газеты — так мы называем газетные страницы.
Кстати, это самое расположение материалов на полосах определяется на редакционных планёрках. Например, раньше статьи о спорте могли соседствовать с культурой, а зарисовка на сельскохозяйственную тему — с аналитической статьёй. Сейчас в нашей газете есть тематические полосы. Какие? Да самые разные: «Спорт», «Культура», «Наше общество» и другие. Но обычно, приоткрою очередной секрет, они связаны с реализацией творческих проектов.
Понятно, что у каждого из пишущей братии есть свой компьютер. Чтобы не создавать сложностей и не терять времени, собирайте материалы в папки — «по номерам», «по полосам», «по годам». Не забудьте подобрать к своим материалам и фотографии — свои или из Интернета.
Ни в коем случае не удаляйте свои архивы! Кстати, такую ошибку сделал мой коллега с многолетним стажем. Найти теперь свой материал энной давности для него — проблема.
Собирайте и фотоархив. И тоже по папочкам. Так вы легко найдёте нужное фото спустя некоторое время.
Не стесняйтесь спросить совета у более опытных коллег или редактора. Помните, скромность журналиста не украшает, а, наоборот, помешает написать хорошую статью. Уточните, на чём акцентировать внимание, к кому можно обратиться за консультацией по материалу.
Правильное планирование рабочего времени поможет избежать работы в выходные дни и задержки после окончания рабочего дня. Помните, у журналистов он — ненормированный. В любом случае, за 2-3 дня до выпуска газеты в печать, вы должны сдать все материалы!
Не надо брать пример с коллег, пьющих бесконечный чай или болтающих о своём, «девичьем». Вы получили задание? Вот и выполняйте его в установленные сроки! Поверьте, это здорово сэкономит время и нервы.
В общем то всё. Не будем говорить об отношениях внутри коллектива, а они в творческой среде иногда просто «огонь», о проблемах, связанных с оптимизацией производства, последствиями пандемии.
Мы — журналисты! И нам всё по плечу.
Ольга Тегай