В первую очередь роль журналистики заключается в информировании общества, людей, о событиях, которые происходят в вашем городе/населенном пункте, вашей стране и мире.
Информируют людей не только журналисты и СМИ, но и государство (через свои сайты, приложения, объявления и т.д.), блогеры, частные компании и даже ваши друзья или соседи. В чём ценность получения информации от журналистов? В том, что они умеют правильно работать с информацией и должны предоставлять её объективно. Государство вам расскажет как в стране всё замечательно, только плати налоги, иди в армию и рожай детей. Частные компании «навешают лапши на уши» о том какая у них замечательная продукция и услуги. Блогеры готовы просто голыми пройтись по улицам или забавно бить ложкой в кастрюлю, лишь бы были подписчики, популярность и деньги. А журналисты должны предоставлять качественную, объективную инфомацию.
Да, мир не идеален. И одни журналисты работают на государственных телеканалах и не могут быть очень объективными, другие пишут заказные статьи. Но у вас есть право выбора. Если у вас хватает медийной грамотности, то вы можете выбрать что смотреть, что читать и что слушать. Выберите наиболее качественные СМИ, отдайте предпочтение настоящим журналистам, профессионалам своего дела. Кстати, не все блогеры плохи в плане предсотавления информации, есть среди них и хорошие.
С информированием разобрались. Вторая важная роль — формирование общественного мнения. Не самая, кстати, лучшая и полезная роль. Это пропагандисты стараются снести людям мозги и научить их жизни. А журналистика должна давать объективную информацию, приводить разные точки зрения, а человек уже сам принимает решение. Но факт остаётся фактом — СМИ и журналисты формируют общественное мнение. Отдельный журналист едва ли может повлять на миллионы людей, но крупный федеаральный канал может творить чудеса. Люди сами не замечают, что то, о чём они думают, что едят, что читают и какое имеет мнение по разным вопросам — это то, что им показали и навязали. Если человек, конечно, смотрит телик. А если не уважает телевидение, то на него оказывают большое влияние соцсети, сайты.
Есть еще одна важная роль журналистики — «сторожевой пёс», решение конкретных проблем. Журналисты «лают», обращают внимание на проблемы. А потом, после огласки в СМИ, этими проблемами занимаются госудраственные организации, компетентные органы, или даже отдельные частные компании и люди. Давайте на простых примерах. Местные СМИ сообщили, что пенсионерка Алёна Ивановна получает заниженную пенсию, не может доказать свой трудовой стаж, и вроде как правда на её стороне. Пошла реакция — пенсию пересчитали, внесли изменения, помогли найти документы в архивах и проблема решилась.
Или частая контора присвоили себе большой кусок земли и это мешает жителями соседних многоэтажных домов. Вновь после публикации пошла реакция — разобрались, устранили наршение, что-то изменилось к лучшему. А на глобальном уровне муссирование каких-то тем и проблем в СМИ может менять законодательство, способствовать возникновению новых государственных программ и т.д. Поэтому журналистику и называют «четвертой властью», потому что кое-что они могут менять, на кое-что могут влиять. И порой это влияние значительное.
Давайте еще один примитивный, но реальный пример. Пьяный полицейский справил нужду прямо в парке, на глазах у прохожих. Ну кто-то возмутился, ну кто-то дома после увиденного позлословил. Даже если кто-то пожалуется, напишет куда-нибудь заявление, то результата будет «нуль». Но один из прохожих снял на видео и отправил в редакцию СМИ. Те опубликовали на своих страницах в соцсетях и на сайте. Полицейского уволили. Слишком суровое наказание? Возможно. Но посчитали, что нарушает этику, порочит «честь мундира» и прочее.
Еще одна, на этот раз негативная роль журналистики, это информационный шум. С одной стороны много информации это хорошо, есть из чего выбрать, обо всем можно узнать. Но если СМИ пишут не о самых важных и нужных «вещах», то в информационном шуме миллиона сообщений вы не узнаете о чем-то действительно важном. К сожалению, этим методом промышляют некоторые СМИ, отвдекая внимание общественности от настоящих проблем.