Как правило, творческое испытание называют ДВИ — дополнительные вступительные испытания. Мы уже много лет проводим дистанционное обучение основам журналистики и готовим абитуриентов к поступлению, поэтому нам есть что вам рассказать.
Творческие испытания при поступлении на журфак проходят в вузах по одним и тем же схемам. Давайте рассмотрим на примере программы творческого вступительного испытания в Белгородский государственный национальный исследовательский университет (БелГУ). Поверьте, в других вузах всё будет проходить примерно также.
ДВИ состоит из двух этапов — устного собеседования и выполнения письменной работы. В этом вузе максимально за творческое испытание можно получить 100 баллов (50 за сочинение и 50 за собеседование). В других высших учебных заведениях пропорции могут быть иными, например, 70 баллов за письменную работу и 30 за собеседование.
Также есть минимальное количество баллов, набранных на ДВИ, необходимое для поступления. В БелГУ это 50 баллов, в других вузах, как правило, тоже 50 баллов. Обязательно посмотрите условия и правила на сайте вуза, в который будете поступать. Устанавливая необходимое минимальное количество баллов, вуз отсекает тех, кто не смотря на высокие баллы, полученные в ходе ЕГЭ, не демонстрирует хорошие результаты по итогам творческого испытания. А ДВИ и призвано отсеять тех, кто не имеет предрасположенности к журналистике и выявить наиболее способных.
Нужно внушительное портфолио
В программе этого вуза предоставление портфолио не является обязательным условием. Но на сайте учебного заведения отмечается, что наличие портфолио будет дополнительным преимуществом, при этом ценятся публикации в СМИ и опыт сотрудничества с редакциями. В других вузах предоставление портфолио может быть обязательным условием и оно сдается при подаче документов.
В программе творческого испытания БелГУ говорится, что в ходе собеседования абитуриент предоставляет свои публикации в газетах и интернет-изданиях, может продемонстрировать фотоработы, а также радио- и видеоматериалы, вышедшие ранее в эфир.
Статьи, опубликованные в газетах, предоставляются в виде вырезок. Опубликованные фоторепортажи могут быть дополнены оригиналами фотографий. Теле- и радиоматериалы нужно предоставить на флэшке, но рекомендуют дополнить их печатными текстовыми версиями. При этом публикации обязательно заверяются печатью редакции и подписью редактора или руководителя СМИ.
Также приемной комиссии можно показать опубликованные нежурналистские материалы — рассказы, эссе, стихи и т.д. Не забывайте о публикациях в школьных газетах и стенгазетах, они тоже могут быть включены в ваше портфолио.
Преимущество наших онлайн-курсов, информацию о которых вы можете посмотреть на главной странице сайта, заключается в том, что мы учим основам журналистики, проводим подготовку к собеседованию и сочинению, а также помогаем формировать портфолио. В том числе публикуем ваши тексты на сайте Школы журналистики, который хоть и не является СМИ, но публикации на нем также можно включить в портфолио.
Пишем хороший текст
В ходе письменной работы (сочинение, эссе) абитуриенту даётся тема. Как правило, предлагается 2-3 темы на выбор. В БелГУ пошли другим путем — там пишут «расширенную новостную заметку по предложенным фактам по определенному событию или проблеме». Даже такая формулировка может повергнуть в шок абитуриента. На самом деле пугаться не надо. Речь идет просто о написании большой новостной заметки, а факты, скорее всего, предоставляются в виде какой-то информации, которую надо прочитать, понять и затем подготовить свой текст.
Мы вникли в детали и оказалось, что в БелГу задание необычное — они дают список, например, из 25 предложений. Предложения перемешены, но их можно объединить в одну новостную заметку. Абитуриент должен прочитать, подумать и сложить как пазл все эти предложения в один связный текст.
В вузе отмечают, что хотят в ходе письменной работы увидеть насколько хорошо умеет поступающий работать с фактами, насколько правильно он их располагает по значимости, может ли он написать связный и интересный текст.
В ходе собеседования
На собеседовании в БелГУ проверяют «уровень социальной и профессиональной ориентации» поступающего, его эрудицию и осведомленность, а также умение понять и проанализировать текст, опубликованный в СМИ.
В любом вузе во время собеседования спрашивают о мотивации поступления на журфак, выясняют его видение профессии и будущей работы. Обязательно будут вопросы на общую эрудицию. Члены комиссии постараются выяснить насколько юноша или девушка осведомлены о наиболее важных событиях в его стране и мире.
Далее следует очень важный совет от тренеров нашей Школы журналистики, которые много раз были в приемных комиссиях. Нередко люди в комиссии задают абитуриентам такие вопросы, на которые они не могут знать ответа. Смотрят на реакцию, как поведет себя поступающий, оценивают его стрессоустойчивость и находчивость. Кто-то молчит, другие пытаются что-то выдумать или ответить наугад. Лучшим вариантом будет сказать: «я не знаю» или «не знаю ответа на этот вопрос, но … (и тут что-то рассказываете на близкую тему)». Например, «в каком году была учреждена самая авторитетная российская премия для журналистов?» — «я не знаю, но слежу за новостями из мира журналистики, например, всегда смотрю лучшие фотографии конкурса World Press Photo».
Всегда спрашивают о СМИ и журналистах — кого знаете, какие смотрите и читаете СМИ, какой журналист нравится и почему. Спрашивают об интересах и увлечениях абитуриента. Разговаривайте, общайтесь, постарайтесь не волноваться и не молчите. Большинство абитуриентов проходят собеседование легко и признаются что письменная часть была сложнее.
На сайтах вузов всегда отмечается, что цель проведения ДВИ заключается в выявлении потенциала абитуриента, его предрасположенности быть журналистом. Нужно продемонстрировать эту предрасположенность. В ходе сочинения, собеседования и в своем портфолио вы должна жирно намекнуть что вы умеете и любите писать, легко взаимодействуете с людьми, в курсе происходящих в мире и стране событий, читаете и смотрите новости.